БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Дедал

Дедал

Персонаж греческих мифов, гениальный художник и ремесленник

Имя: Дедал
Фамилия:
Гражданство: Греция


Происхождение Дедала – вопрос довольно запутанный; ответы на него содержались в мифах сравнительно поздних и особой цельностью не отличались. Отцом ремесленника был Метион (Metion), Эвпалам (Eupalamus) или Паламаон (Palamaon), матерью – Алклиппа (Alcippe), Ифиноя (Iphinoe) или Фразимеда (Phrasimede). Детей у Дедала было двое – Икар (Icarus) и Япиг (Iapyx); известен также племянник ремесленника – либо Тал (Talus), либо Пердика (Perdix). В афинских сказания считавшийся обычно критянином, Дедал становится уроженцем Афин, внуком короля Эрехтея (Erechtheus), бежавшего на Крит после убийства своего племянника Талоса (Talos).

Впервые упомянут Дедал был Гомером (Homer), как создателей огромной танцевальной площадки для Ариадны (Ariadne). Прославился, впрочем, Дедал другой постройкой – также воздвигнутой на Крите; созданный им Лабиринт стал приютом для жуткого получеловека-полубыка Минотавра. В классической истории Лабиринта повествуется об афинском герое Тезее (Theseus), сражающем жуткого монстра и находящем выход из переплетений подземелья с помощью нити Ариадны. Несмотря на то, что роль Дедал в этой истории сыграл практически несущественную, он явно не является изобретением Гомера и выступает скорее всего в качестве своеобразной отсылки на историю, которую люди той эпохи должны хорошо знать. Следует отметить, что само имя ремесленника выступает в качестве отсылки на произведения искусства; в языке Гомера словом 'дайдала' обозначалось все, к созданию чего прикладывалась рука истинного гения ремесла. Чаще всего этот термин употребляется по отношению к доспехам, однако и обычные предметы быта вполне могли именоваться таким образом.

Интересно, что путаница внутреннего устройства Лабиринта появилась в мифах уже после Гомера; изначально предполагалось, что Лабиринт представлял собой огромный танцевальный зал, построенный для Ариадны. В следующих мифах облик постройки разительно изменился – авторы описывали запутанные переходы, сливающиеся в безвыходную паутину. По Овидию (Ovid), лабиринт оказался настолько сложным, что даже сам Дедал с большим трудом сумел найти из него выход. История о том, как творение Дедала впоследствии было использовано для жуткого чудовища, в какой-то степени симметрична мифу о Дедале и Икаре – в обоих случаях ремесленник создавал нечто, что впоследствии использовалось образом, совершенно неожиданным и скорее негативным.

История о Дедале и Икаре не только более известна – в ней ремесленнику довелось сыграть куда более важную роль. В сравнительно поздней версии мифа, описанной все тем же Овидием, Дедал предстает запертым в башне. После создания Лабиринта ремесленник был едва ли не единственным, кому были подвластны тайны его путей – и выпустить эти тайны в свет правитель Крита не хотел. Покинуть остров по воде Дедал не мог бы в любом случае – корабли, отплывавшие с Крита, обыскивались самым строгим образом. Дорогой к свободе для ремесленника и его сына должен был стать воздух. Собрав воедино большое количество перьев разного размера, Дедал смастерил для себя и Икара крылья; скреплены отдельные элементы крыльев были воском. Закончив работу, Дедал убедился в том, что крылья его действуют должным образом, после чего обучил пользоваться ими и Икара. Перед самым отправлением ремесленник наказал сыну не взлетать слишком уж высоко и не опускаться слишком низко; на большой высоте воск растаял бы от жара солнца, а на малой перья промокли бы от морской пены.Часть дистанции отцу и сыну удалось преодолеть успешно, однако позже мальчик забылся – и взлетел к солнцу. Прогноз отца оправдался; воск растаял, Икар рухнул в море, где и утонул. Опечаленный отец горько переживал из-за того, к чему привело его собственное искусство; место близ той части океана, где погиб Икар, было позже названо в его честь. Миф этот интерпретировался в разное время по разному. Так, во время романтизма Дедала рассматривали, как символ творца-классика, умелого и опытного ремесленника, отличного знающего свое дело и не отходящего от общепринятых принципов; его сын, в свою очередь, представал в виде романтика, бунтующего против формальных принципов эстетики и общественных соглашений – и дорого за это платящего.

Через некоторое время Дедала посетила сама богиня Афина (Athena), даровавшая ему новые крылья и научившая его летать подобно богу. В дальнейшем Дедал отправился на запад, в Сицилию, земли короля Кокала Камикского; здесь ремесленник воздвиг храм Аполлону (Apollo), в котором и повесил – в качестве дара богу – свои крылья. В 'Энеиде' (Aeneid) Вергилия (Virgil) храм свой Дедал воздвигает в Кумах (Cumae); позже Энею (Aeneas) приходится на своем пути узреть золотые двери храма.

Минос, меж тем, не прекращает своих поисков; странствуя от города к городу, он предлагает всем сложную загадку-задачу – спиральную раковину, сквозь которую нужно пропустить нить. Кокал тайно предлагает эту загадку Дедалу; тот привязывает нить к муравью и с помощью капельки меда заставляет насекомое пройти сквозь ракушку. Минос понимает, что решить эту задачу мог только Дедал и требует его выдачи; Кокал убеждает Миноса предварительно принять ванну – где правителя Крита и убивают дочери Кокала. В другой версии мифа расправиться с бывшим начальником выдается возможность самому Дедалу – ремесленник убивает Миноса кипятком.

Гордый своими талантами, Дедал весьма болезненно воспринимал саму возможность наличия у него достойных соперников. Одним таким соперником становится его же племянник. Стараниями сестры Дедала, юный Пердика постиг тайны механики; помимо прочего, ему удалось изобрести пилу и компас. Уязвленный талантами конкурента, Дедал подстроил гибель Пердики; умершего после падения с Акрополя (Acropolis) механика Афина превратила в куропатку – а убийце его оставила шрам в виде куропатки на правом плече. После этого отношения Дедала с богиней явно испортились.

© БиоЗвёзд.Ру