БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Дэвид Левин

Дэвид Левин

Американский композитор, музыкальный критик и специалист по теории музыки

Имя: Дэвид
Фамилия: Левин
Дата рождения: 02.06.1933
Гражданство: США


Родился Левин в Нью-Йорке (New York City); c ранних лет он учился играть на фортепиано. В 1954-м Дэвид окончил Гарвард (Harvard) – со степенью по математике – и отправился изучать теорию музыки и искусство композитора в Принстонский Университет (Princeton University). Вместе с ним учились Роджер Сешнс (Roger Sessions), Милтон Бэббит (Milton Babbitt), Эдвард Коун (Edward Cone) и Эрл Ким (Earl Kim). Получив в 1958-м степень магистра изящных искусств, Дэвид вернулся в Гарвард. Задержался там Левин на 3 года; после этого он 6 лет провел в Калифорнийском Университете (University of California) в Беркли (Berkeley), 12 лет в Нью-йоркском Университете (State University of New York) в Стоуни-Брук (Stony Brook) и 6 лет в Университете Йеля (Yale University). В 1985-м судьба вновь занесла Левина в Гарвард – к этому моменту он уже был полноправным профессором музыки. В период с 1983-го по 1984-й Дэвид состоял в Фонде Гуггенхайма (Guggenheim Foundation Fellow), с 1985-го по 1988-й – служил президентом Общества музыкальной теории (Society for Music Theory); кроме того, к тому времени Левин уже был членом Американской академии наук и искусств (American Academy of Arts and Sciences). Дэвиду неоднократно вручались почетные докторские степени – в 1995-м в Университете Чикаго (University of Chicago), в 2000-м - в Консерватории Новой Англии (New England Conservatory) и в 2006-м (уже посмертно) – во французском Университете Марка Блоха (Université Marc Bloch).

Как было сказано выше, наиболее Дэвид прославился как музыкальный теоретик; следует, однако, отметить, что он также зарекомендовал себя еще и талантливым композитором. Писал Левин в достаточно широком диапазоне – как сольные партии, так и полнооркестровые представления. В 1961-м Дэвид стал первым профессиональным музыкантом, написавшим мелодию целиком с помощью компьютера.

Теоретические труды Левина можно условно разделить на три частично пересекающиеся группы – формальные изыскания и разработка математической теории, исследования взаимодействий музыки и текста и метатеоретические рассуждения о методологии и целях современной музыкальной теории. Легендарные исследования трансформационной теории – собственно и прославившие Дэвида – относятся, безусловно, к первой группе; окончательно сформулировал результаты своей деятельности Левин в книге 'Обобщенные музыкальные интервалы и преобразования' ('Generalized Musical Intervals and Transformations'). В этой книге Дэвид рассмотрел ряд музыкальных проблем с точки зрения теории групп; это позволило ему существенно расширить стандартные концепции, придав им ранее неизвестные значения. Введя принципиально новую идею 'музыкального пространства' (musical space), Левин добился того, что его теория стала пригодной для высот, ритмов, размеров и даже тембра – как в тональных, так и в атональных последовательностях.

Соотношение музыки и текста Левин исследовал на примере творчества целого ряда выдающихся композиторов – от Моцарта (Mozart) и Вагнера (Wagner) до Шёнберга (Schoenberg). Наиболее интересной работой из этой серии является, пожалуй, 'Музыкальный анализ как сценическая постановка' ('Music Analysis as Stage Direction') – в ней Дэвид рассуждает о том, как музыка может повлиять на восприятие сценического действия.

Скончался Левин 5-го мая 2003-го; его подвело сердце.

© БиоЗвёзд.Ру