Главная Войти О сайте

Дуду Пуквана

Дуду Пуквана

Южноафриканский саксофонист, композитор и пианист.
Началось знакомство с миром музыки у Пукваны именно с фортепиано; ирония заключается в том, что в качестве пианиста он практически неизвестен. В 1956-м Дуду переключился на саксофон – сделал он это после встречи с саксофонистом Ником Мояком (Nick Moyake). В 1962-м Дуду выиграл свой первый приз – на Джазовом Фестивале в Йоханнесбурге (Johannesburg Jazz Festival); выступал он тогда с 'Moyake's Jazz Giants'. Вскоре после этого Крис МакГрегор (Chris McGregor) пригласил Пуквану присоединиться к его новому проекту – секстету 'Blue Notes', где уже играл Монгези Феза (Mongezi Feza), Никеле Мойаке (Nikele Moyake), Джонни Диани (Johnny Dyani) и Луис Мохоло (Louis Moholo). Хотя многие и склонны считать 'Blue Notes' детищем исключительно МакГрегора, следует знать о том, что Пуквана был главным композитором группы, да и остальные музыканты исполняли не менее важные роли.

Во времена апартеида группы со смешанным расовым составом попали под запрет; у 'Blue Notes' начались систематические проблемы с властями. В 1964-м группа перебралась в Европу; сначала они выступали во Франции и Швейцарии, а затем осели в Лондоне. В конце 60-х 'Blue Notes' распались; Пуквана тут же присоединился к новой команде МакГрегора, 'Brotherhood of Breath'. Как и в случае с 'Blue Notes', вклад в успех группы Дуду внес немалый – солидная часть композиций команды содержала его сольные партии. Кроме того, немало сделал Пуквана и в качестве композитора – так, им была написана одна из самых популярных песен группы 'Mra'.

Не потерял связь Дуду и с другими своими коллегами по 'Blue Notes'; так, он состоял в группах Фезы и Мохоло. Первый создал команду 'Assagai', афро-рок-группу, записывавшуюся под лейблом 'Vertigo'. Мохоло и его 'Spear' специализировались больше на афро-джазе; в 1973-м они даже выпустили довольно неплохой альбом 'In The Townships'. В целом стили 'Assagai' и 'Spear' были во многом схожи – обе они активно использовали джазовые соло, гитарные партии в стиле рок и характерные африканские ритмы 'квела'.

Могучий голос Дуду был довольно активно востребован на музыкальной сцене того времени. Так, Миша Менгельберг (Misha Mengelberg) и Хан Беннинк (Han Bennink) пригласили его в 'Incredible String Band'; c помощью Монгези Феза, Луиса Мохоло, Элтона Дина (Elton Dean) и Кита Типпетта (Keith Tippett) Пуквана записал два просто великолепных акустически трека для альбома 'Diamond Express'. В 1975-м Феза скончался; смерть его вдохновила Дуду на создание невероятно сердечной композиции 'Blue Notes For Mongezi'; в записи её приняли участие и другие музыканты из 'Blue Notes' – Джон Диани, Крис Макгрегор и Луис Мохоло. В дальнейшем Диани позвал Пуквану на запись еще целого ряда своих альбомов; особенно качественной вышла пластинка 'Witchdoctor's Son' – запись была произведена просто блестяще, да и приглашенный барабанщик – Джон Стивенс (John Stevens) – справился со своей задачей просто мастерски. Пользовался успехом Пуквана и среди земляков – так Хью Масекела (Hugh Masekela) и Джонас Гвангва (Jonas Gwangwa) приглашали его в свою команду 'African Explosion'.

В 1978-м Пуквана основал студию 'Jika Records' и собрал свою собственную компанию, 'Zila'. На гитаре у него играл Лаки Ранку (Lucky Ranku), а за вокал отвечала Пинайс Саул (Pinise Saul). Всего группой было записано три альбома – 'Zila Sounds', 'Live in Bracknell and Willisau' (частично созданный на основе материалов с Джазового Фестиваля в Брэкнелле) и 'Zila'. В паре с Джоном Стивенсом Дуду выпустил пластинку 'They Shoot to Kill', посвященную Джонни Диани.

Скончался Пуквана в июне 1990-го, от отказа печени; он лишь ненадолго пережил своего друга и коллегу Криса МакГрегора.

© БиоЗвёзд.Ру