БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Джон Кобб

Джон Кобб

Американский протестантский теолог

Имя: Джон
Фамилия: Кобб
Дата рождения: 09.02.1925
Гражданство: США

Джон Кобб родился в г. Кобе, Япония (Kobe, Japan) в 1925 году. Его родители были методистскими миссионерами. До 15-летнего возраста Джон проживал преимущественно в городах Кобе и Хиросима, учился в многонациональной Канадской академии в Кобе. Именно здесь начало формироваться его плюралистическое мировоззрение.

В 1940 году Кобб переехал в США, штат Джорджия (Georgia), чтобы завершить образование.

Юношу поразило прежде всего широкое распространение здесь расизма, в частности, демонизация японцев. Джон увидел, насколько по-разному могут быть представлены одни и те же события в разных странах, и все более критически стал относиться к роли церкви, СМИ, университетов и государства.

После окончания школы Кобб посещал колледж Эмори в Оксфорде, Джорджия (Oxford, Georgia). В 1943 году он присоединился к армии США. Джона выбрали для участия в программе японского языка, в которой были в основном еврейские и католические интеллектуалы. Они помогли Джону понять особенности протестантизма в Джорджии.

Кобб служил во время оккупации в Японии, а затем вернулся в США. В Чикагском университете он вошел в межведомственную программу, в рамках которой изучал доводы современного мира против христианства. Так он хотел проверить свою веру. Джон Кобб не скрывал, что в результате его вера была разрушена.

Для Кобба такое положение вещей было неприемлемым. Он решил восстановить свою веру, но так, чтобы она не вступала в противоречия с научными и историческими знаниями. Молодой человек поступил в университет Чикагской школы богословия. Благодаря лучшим преподавателям Джону постепенно удалось привести в соответствие веру о существовании Бога и его научные представления о мире. Ричард Маккеон (Richard McKeon) познакомил Кобба с философским релятивизмом, а Дэниэл Дэй Уильямс (Daniel Day Williams) и Чарльз Хартшорн (Charles Hartshorne) обучали его философии и теологии процесса. Но при подготовке собственной работы молодой теолог взял за основу размышления Альфреда Норта Уайтхеда (Alfred North Whitehead).

После получения докторской степени в университете Чикаго в 1952 году он три года обучался в колледже Янг-Харрис на севере Джорджии и служил по совместительству пастором. Вскоре Джон Кобб и сам стал преподавать – вначале в университете Эмори, а затем в Клермонтском университете. За свою карьеру он был приглашенным профессором в школах богословия Гарварда, Чикаго, Вандербильта, Илиффа, в университете Рикьё в Японии и в университете Майнца в Германии.

Хотя Кобба чаще всего называют богословом, главным его стремлением было интегрировать различные области знаний. Мыслитель последовательно выступает против разделения знаний на изолированные дисциплины, особенно в современной модели высшего образования. Каждая область исследования, на его взгляд, существует в собственной системе координат, игнорируя остальные, что препятствует междисциплинарному диалогу и широкому пониманию мира. Это касается в том числе и теологии. Джон Кобб утверждает, что необходимо примирить, согласовать между собой религию и науку.

Кобб солидарен с Уайтхедом во взглядах на природу и человеческие существа. Он считает, что неправильно рассматривать людей как простые живые механизмы. Напротив, природа и все живое имеют субъективный и целенаправленный аспект. В 1960 году Кобб впервые назвал идеи Уайтхеда 'постмодернистскими'. Но позже, когда деконструктивизм начал называть свои идеи 'постмодерном', Уайтхед решил сменить название своих взглядов на 'конструктивный постмодернизм'.

Объединяющая тема работ Джона Кобба – идея о том, что каждая часть экосистемы зависит от других частей. Основной задачей человечества он считает сохранение окружающей среды, от которой оно зависит. Экологическая тема особенно стала прослеживаться в работах философа начиная с 1969 года, когда он всерьез начал беспокоиться об экологическом кризисе. Сущность экологического мировоззрения Кобба в том, что существует преемственность и взаимная зависимость между людьми и другими живыми существами.

Размышляя над экологическими вопросами, Кобб не мог не учитывать экономику. Он искал ответ на вопрос, почему экономическая политика так часто влияет на экологическую ситуацию. Вместе с сыном Кобб разработал особую модель 'Индекс устойчивого экономического благосостояния'. Ее суть 'в консолидации экономических, экологических и социальных элементов с тем, чтобы действовать в общем направлении и показать чистый прогресс'.

Теолог подверг критике современные экономические взгляды, по его мнению, идущие вразрез с заповедями Христа: 'С ростом современной экономики христиане вынуждены отказаться от их критики жадности. Жадность считается нормой в современной экономике'. Вслед за Уайтхедом, Кобб стремится поощрять попытки примирения научных данных и религии – моменты, когда научные идеи используются в религии и наоборот.

Джон Кобб считает, что существуют три основных момента в религии: Бог, Креативность, Космос/Вселенная. Мыслитель убежден, что все три элемента необходимы и присутствуют в любой религии, но разные конфессии стремятся повысить роль какого-то одного элемента в ущерб другим.

© БиоЗвёзд.Ру