Главная Войти О сайте

Джон Оуэн

Джон Оуэн

Глав сети ресторанов Subway в России

Джон, вы больше 30 лет провели в McDonald’s…

- Верно.

Каково это было? Такие истории чаще происходят где-нибудь в Японии, чем в США. У вас когда-нибудь возникало ощущение, что вы в буквальном смысле отдали работе всю жизнь?

- Я начинал работать за прилавком в 16 лет, в ресторане Арта Бендера - человека, который основал первую сеть ресторанов, работавших по франшизе McDonald’s. Его компания появилась в 1955 году, я пришел туда работать в 1979-м. А через год он продал свои рестораны корпорации, и в 1980-м году я стал сотрудником McDonald’s.

Вы хотите сказать, что начинали вы с того, что собирали чизбургеры?

- Да, именно так. Стоял на кассе и собирал чизбургеры. А потом, постепенно, я начал продвигаться в системе. Сперва проработал на всех возможных должностях в ресторане, потом стал управляющим ресторана, потом - менеджером нескольких ресторанов.

И сколько лет занял этот путь?

- Давайте прикинем. Начал я в 16, к 21 стал менеджером ресторана, то есть, скажем, четыре года. Еще через четыре года я начал управлять работой нескольких ресторанов. Много лет работал в отделе, занимавшемся франшизами: там мы делали удивительные вещи. Например, в мои обязанности входило придумывать, как помочь получателям франшизы снизить расходы. Самыми интересными, наверное, были две мои последние должности. Я отвечал за всю стратегию и тактику развития на американском рынке - это около 14 тысяч ресторанов. И я решал, когда применять ту или иную тактику и как реализовывать ту или иную стратегию.

Как вы думаете, в Subway вам придется самому делать сэндвичи?

- Непременно! Вот буквально сегодня мне пришлось взять первые уроки. Для меня очень важно понимать, как все устроено, как делается любая работа - как за прилавком, так и управленческая. Специфике работы по франшизе тоже буду учиться - на следующей неделе полечу на двухнедельные обучающие курсы в штаб-квартиру Subway в Коннектикут.

Что заставило вас после 32 лет в McDonald’s уйти, да еще и к одному из главных конкурентов?

- Ну, я же не ушел из McDonald’s прямиком в Subway. У меня все же была еще одна работа между этими двумя. Я ушел, чтобы после стольких лет попробовать что-то новое, что-то трудное и интересное. И поэтому я основал собственную консалтинговую фирму. И два года я консультировал поставщиков индустрии питания - поставщиков продуктов и оборудования. Давал советы, как организовать с клиентами стратегическое партнерство, а не просто товарно-денежные отношения. Помогал разрабатывать стратегии и объяснял, как их применять.

Вам раньше приходилось работать в России?

- Нет, тут я в первый раз. На моей последней должности в McDonald’s - она называлась "вице-президент по вопросам стратегии" - мне приходилось работать с людьми из России, с российскими сотрудниками McDonald’s. Но заниматься бизнесом в России мне приходится впервые.

Многих людей перспектива работы в России пугает. А у вас какие ощущения?

- Да нет, просто все немного по-другому. Я лично ни капельки не боюсь! Мне наоборот кажется, что интересно. В России, на мой взгляд, самая настоящая предпринимательская среда, и Subway - хороший пример того, как можно пользоваться открывающимися здесь возможностями. За прошлый год мы заключили около ста новых договоров о франшизе и столько же - с начала этого года. Судите сами, каков спрос - здесь очень много предпринимателей, у которых есть деньги и которые хотят быть сами себе начальниками. И мне кажется, что это очень здорово. Ну и в России, конечно, поразительная культура, так что я очень счастлив работать в Санкт-Петербурге, все время учиться чему-то новому. Конечно, какие-то вещи здесь делаются по-другому, но мне не кажется, что это повод бояться.

А в чем проявляется разница в культуре? Был у вас здесь какой-то эпизод, который вас поразил?

- Знаете, нет, не сказал бы. Несмотря на то, что у России своя культура, клиенты ресторанов, таких как Subway, по всему миру схожи между собой. Я за время работы в McDonald’s побывал в 40 или 50 странах и пришел к выводу, что у посетителей наших ресторанов больше сходств, чем различий. И кстати, ассортимент Subway это отражает. Если вы посмотрите на наше меню, то увидите, что мы почти ничего не придумывали специально для России - от американских ресторанов оно отличается буквально парой позиций. И то же самое у наших конкурентов, в том числе и у McDonald’s.

Кстати, вы не боитесь конкуренции? Сейчас в России представлены практически все крупнейшие сети ресторанов быстрого питания.

- Не боюсь, мне кажется, нам места хватит. Смотрите, в США живет 340-350 миллионов человек, и число ресторанов там соответствующее. А в России 140 миллионов населения, и на всех приходится 408 точек Subway. Так что достаточно просто посчитать - возможностей для роста тьма. И несмотря на то, что конкуренция серьезная, мы растем очень интенсивно, открываем по два новых ресторана в три дня. К концу года "Сабвэев" будет уже 500, а к 2015 году - тысяча. Так что конкуренции я не боюсь. Наоборот, только так можно оценить реальные возможности, особенно для развития по франшизе.

Тот факт, что Subway, в отличие от McDonald’s, работает по франшизе, а не открывает собственные рестораны, усложняет работу директора?

- Моя работа заключается в том, чтобы разрабатывать стратегию для развития бизнеса в России, а также следить за тем, чтобы стандарты Subway соблюдались на местах. Несмотря на то, что рестораны управляются нецентрализованно, у нас есть система контроля: раз в месяц сотрудники компании приезжают и проверяют, как соблюдаются корпоративные инструкции. И эти инструкции одинаковые для ресторанов по всему миру. Еще около 20 человек занимаются тем, что помогают владельцам ресторанов в работе.

Последний вопрос. "Биг-Мак" или БМТ?

-(Смеется) Отвечу так: БМТ - мой любимый сэндвич, только что съел такой на обед.

© БиоЗвёзд.Ру