Главная Статьи Войти О сайте

Джордж Пулльман

Джордж Пулльман

Американский промышленник и изобретатель

Имя: Джордж
Фамилия: Пулльман
Дата рождения: 03.03.1831
Гражданство: США



Джордж Мортимер Пулльман (George Mortimer Pullman) родился в 1831 году в Броктоне, Нью-Йорк (Brocton, New York), в многодетной семье. Позже его семья переехала в Альбион, Нью-Йорк (Albion, New York).

Джордж не окончил школу, начав работать, чтобы помочь в содержании семьи. После смерти отца Джорджу пришлось развить весьма активную деятельность, и вскоре он был уже вполне успешным строителем, развивая бизнес по переносу зданий для расширения канала Эри (Erie Canal). Через короткое время Пулльман имел уже не только весьма высокие доходы, но и очень серьезную репутацию.

Работавший в Чикаго Джордж много ездил к своей семье в Альбион, и всякий раз, мучаясь в тряском вагоне, в котором совершенно невозможно было расслабиться, он мечтал о принципиально новом железнодорожном вагоне, в котором люди будут не страдать, а отдыхать. Так, очень скоро Пулльман уже всерьез задумался над идеей создания такого вагона, и строительный бизнес отошел на второй план.

Кстати, в тот период Пулльман встретил и своего будущего партнера – Ганнибала Кимбалла (Hanniball Kimball).

Первый вагон с по-новому оборудованным пассажирским салоном был готов к 1864 году. Примечательно, что именно в таком вагоне в 1865 году из Вашингтона (Washington, D.C.) в Спрингфилд (Springfield) везли к месту захоронения тело президента США Авраама Линкольна (President Abraham Lincoln). Каким бы печальным ни был повод, но вагон Пулльмана получил широкую известность на национальном уровне, и к нему начали поступать заказы на изготовление подобных вагонов отовсюду. Так, люди больше не желали ездить на поездах, сидя на жестких и неудобных сиденьях, даже если им и приходилось несколько переплачивать за билеты. Кстати, позиционировались эти поездки как 'роскошь, доступная для среднего класса'.

1867 год ознаменовался еще одним большим и по-настоящему важным событием для бизнесмена и изобретателя Пулльмана – именно тогда он создал свой вагон повышенной комфортности, а также представил и еще одно новшество – вагон-ресторан. Первый отель на колесах был назван 'President'.

Постепенно 'пульмановские вагоны', как, впрочем, и сама фамилия бизнесмена, стали именем нарицательным. Так, очень скоро 'пульмановскими' называли уже не только вагоны, изготовленные в компании Пулльмана, но любые комфортабельные вагоны, даже те, который были построены в Европе. Так имя изобретателя стало брэндом.

Примечательно, что высококлассными были не только сами вагоны, но и сервис в тех из них, собственником которых являлся сам Пулльман. Высококлассным было и вообще все, что было связано с путешествиями. Так, он сделал очень правильный выбор, решив нанимать на работу афроамериканцев, вчерашних рабов с плантаций, увидев в них прекрасное сочетание усердия, обучаемости и умения молча соглашаться. Очень скоро Пулльман стал одним из крупнейших работодателей для афроамериканцев в стране.

В 1880 году Пулльман купил землю недалеко от озера Калумет (Lake Calumet), рядом с Чикаго (Chicago), решив строить там новый завод. Так, для создания необходимого производственного процесса было решено строить и рабочий городок. Впрочем, вместе с обычным типовым жильем бизнесмен одновременно организовал и всю необходимую инфраструктуру, построив театры, парки, гостиницы, библиотеки, церкви.

Пулльман был твердо уверен, что только хорошие условия для жизни его работников могут повысить производительность труда и должным образом мотивировать людей.

Кстати, управлял Пулльман своим городком словно феодальный барон. Так, в городе его были запрещены независимые газеты, запрещены были также собрания, публичные выступления, частные благотворительные организации. Специально назначенные инспекторы проводили проверки в домах, проверяя в том числе условия жизни и чистоту. Среди рабочих была распространена шутка: 'Мы родились в доме Пулльмана, мы покупаем еду в магазинах Пулльмана, мы учились в школе Пулльмана, нас крестили в церкви Пулльмана, и когда мы умрём, мы попадем в ад Пулльмана'.

Во время кризиса, разразившегося в 1894 году, спрос на вагоны Пулльмана снизился, что повлекло за собой и снижение производства. Следствием этого стало снижение зарплаты рабочих, и скоро его рабочие начали забастовку, а следом они вышли на уличную демонстрацию. Дело оказалось кровопролитным, когда полиция попыталась разогнать бастующих.

Известно, что после той забастовки отношение к Пулльману в среде рабочих было весьма серьезно подорвано. Так, порой оно доходило даже до ненависти, подстрекаемое профсоюзными активистами. Кроме того, его действия по отношению к рабочим осудила и специальная правительственная комиссия, по распоряжению которой городок его отходил штату. Однако сам Пулльман до этого не дожил – от пережитых событий у него случился сердечный приступ.

19 октября 1897 года Джордж Мортимер Пулльман умер. Его похоронили на кладбище Graceland Cemetery, со всеми предосторожностями. Так, гроб его был усилен стальной арматурой, а сама могила была залита цементом, чтобы предотвратить возможное глумление.

В честь бизнесмена назван город в штате Вашингтон (Pullman, Washington), его именем названа также церковь в городе Альбионе, которая была построена Пулльманом в память о родителях.

Известно, что под маркой 'Pullman' в начале следующего века выпускались лимузины, также отличавшиеся повышенной комфортностью, но при этом никакого отношения к Джорджу Пулльману эти авто не имели.

© БиоЗвёзд.Ру