Главная Статьи Войти О сайте

Эдриан Стивенс

Эдриан Стивенс

Английский инженер и изобретатель

Имя: Эдриан
Фамилия: Стивенс
Гражданство: Великобритания

Родился Стивенс в районе Пензанса, Корнуолл (Penzance, Cornwall); в 1827-м он переехал в Мертир-Тидвил, Уэльс (Merthyr Tydfil, Wales), где устроился работать на сталеплавильное предприятие 'Dowlais'. Паровой свисток Стивенс разработал в качестве своеобразного датчика для котлов-бойлеров. Эдриан понимал, что оставленный без присмотра котел может взорваться, устроив пожар и даже нанеся кому-то серьезные раны; постоянно следить за всеми котлами 'вручную' возможным не представлялось – нужно было какое-то устройство автоматического оповещения об избыточном давлении и перегреве. Поэкспериментировав с обычными свистками, Стивенс добился того, чтобы устройство его издавало при перегреве котла негромкое шипение; позже Эдриан додумался подключить свой свисток к потоку воздуха – и мгновенно осознал, что данная комбинация поставленную задачу решает более чем блестяще.

Считается, что первую модель Эдриан разработал в 1833-м; одна из ранних его версий до сих пор выставляется в музее замка Cyfarthfa Castle. Патент на свое изобретение Стивенс получать не стал; меж тем, приняли его разработку более чем тепло – причем не только в сталеплавильной промышленности. Настоящую популярность творение Эдриана обрело после того, как его работу увидели и оценили представители железнодорожной компании; они мгновенно поняли, что и в их отрасли паровому свистку найдется более чем достойное применение. Примерно в то же время Джордж Стивенсон (George Stephenson) изобрел для поездов паровой гудок – устройство, выполнявшее сходные функции, однако несколько отличавшееся. По слухам, вдохновила Стивенсона на это изобретение некая железнодорожная катастрофа; по одним версиям, поезд сбил телегу, по другим – врезался в стадо коров. Так или иначе, инженер задумался над устройством, способным производить громкие звуковые сигналы. До этого машинисты использовали различные подручные средства – сигналы подавались голосом или специальными гудками; увы, услышать их за шумом самого состава удавалось отнюдь не всегда. Стивенсон предложил свое изобретение совету директоров; те одобрили проект и поезда начали постепенно оснащаться гудком Стивенсона. Со временем, впрочем, было решено, что модель Эдриана Стивенса лучше исполняет заданные функции – и производители железнодорожной техники переключились на неё.

Паровые свистки и сирены часто использовались на разного рода фабриках. Зачастую функции они выполняли вполне мирные – вроде гудка к началу или завершению смены. Постепенно аналогичными свистками на чали оснащать железнодорожные составы; здесь свистки использовались уже для предупреждения и передачи данных. В середине 50-х существенно доработанные (и куда как более громкие) модели свистков нашли применение в маяках; теперь корабли могли получать не только световые, но и звуковые сигналы. Создатели свистков со временем осознали, что издаваемый их устройствами звук зависит от целого ряда факторов; грамотный подход к созданию новых моделей позволял регулировать громкость, частоту, амплитуды и многие другие характеристики издаваемого звука. Со временем паровые свистки даже начали использовать в качестве импровизированных музыкальных инструментов; чаще всего для этого несколько свистков собирали в один инструмент – каллиопу. Известно, к примеру, что 'New York Wire Company' на ежегодной основе устраивает концерты в канун Рождества; первый такой концерт прошел в 1925-м, и с тех пор традиция нарушалась лишь дважды – в 1986-м и 2005-м.

© БиоЗвёзд.Ру