Главная Войти О сайте

Эйдзи Тоёда

Эйдзи Тоёда

Японский промышленник

Производство на заводах 'Toyota' нередко ставят в качестве примера эффективности; элементы Пути Тойоты – вроде техники 'Канбан' – пытаются внедрить в организациях самого разного толка. Своей невероятной эффективность 'Toyota' обязаны прежде всего одному человеку – Эйдзи Тоёде.

Образование Тоёда получал в стенах Имперского Университета Токио (Tokyo Imperial University), в период с 1933-го по 1936-й. Специализировался Тоёда на механике. Примерно в этот же период кузен Эйдзи, Киитиро (Kiichiro), основал на базе 'Toyoda Automatic Loom Works' автомобильную фабрику; работала эта фабрика в городе Нагоя (Nagoya).

В 1938-м Киитиро обратился к Эйдзи за помощью – ему нужен был руководитель строительных работ на новой фабрике в японском городе Коромо (Koromo), позже переименованном в Тойота-сити (Toyota City).

В начале 50-х Тоёда побывал в Дирборне, Мичиган (Dearborn, Michigan), на одном из фордовских заводов. Масштаб операций на заводе его восхитил, тогда как общая неэффективность американского производства изрядно разочаровала. 'Toyota Motor' за 13 лет работы произвели порядка 2500 автомобилей; заводы Форда – при правильно организованном производственном процессе и снижении ненужных потерь и расходов – вполне могли бы производить по 8500 автомобилей в день.

После долгих размышлений Тоёда решил преобразовать американский подход к производству автомобилей в нечто принципиально новое. Помог ему на избранном пути Тайити Оно (Taiichi Ohno), не менее талантливый предприниматель. Вместе они разработали основы того, что в будущем стало базисом всех производственных процессов предприятия – вроде системы нанесения меток на путешествующие по сборочным линиям детали (предшественник штрих-кодов) и концепцию постоянных постепенных улучшений производства (кайдзен).

Уже в качестве управляющего директора 'Toyota Motor' Эйдзи Тоёда попытался было захватить позиции на американском рынке. Первая попытка – выпуск седана 'Toyota Crown' – закончилась полным провалом; в 1968-м, однако, Эйдзи выпустил куда более удачную 'Toyota Corolla'. На тот момент он занимал в фирме должность вице-президента; с президентом предприятия, Фукио Накагавой (Fukio Nakagawa), он активно воевал за каждое новшество в разрабаты ваемом автомобиле – вроде системы воздушного кондиционирования, автоматической трансмиссии или нового двигателя. В этом же году Тоёда заступил на пост президента компании.

Тоёда по общему времени, проведенному на посту генерального директора компании, превзошел всех своих предшественников. В 1981-м Эйдзи оставил пост президента и стал официальным председателем компании; на посту президента его сменил Шоитиро Тоёда (Shoichiro Toyoda). В 1983-м – уже в бытность председателем – Эйдзи предложил выйти на рынок элитных автомобилей; в полной мере проект был реализован в 1989-м, первым 'Lexus'.

В 1994-м 81-летний Тоёда оставил должность председателя компании.

В сентябре 2013-го Эйдзи Тоёда скончался от проблем с сердцем в Тойота-Сити. Промышленник проходил курс лечения в госпитале, основанном еще в 1938-м для рабочих фабрик 'Toyota'; увы, спасти его врачи оказались не в силах. На момент смерти Эйдзи Тоёде было 100 лет.

© БиоЗвёзд.Ру