Главная Войти О сайте

Эллиотт Смит

Эллиотт Смит

Американский композитор, автор лирических текстов и музыкант.

Стивен Пол «Эллиотт» Смит (англ. Steven Paul "Elliott" Smith, 6 августа 1969 — 21 октября 2003) — американский композитор, автор лирических текстов и музыкант. Его основным инструментом была гитара, однако он неплохо играл на фортепиано, кларнете, бас-гитаре, гармонике и ударных. Смит обладал, по мнению All-Music Guide, «шепчущим вокалом толщиной с паутину» и отличался использованием нескольких звуковых дорожек для создания вокальных гармоний. Родился Смит в Омахе, штат Небраска, большую часть жизни провел в Портленде, штат Орегон.

После нескольких лет участия в рок-группе Heatmiser Смит начал сольную карьеру, выпустив записи на независимых лейблах Cavity Search и Kill Rock Stars. В 1997 году Эллиот подписал контракт с крупным звукозаписывающим лейблом DreamWorks Records, который выпустил два его альбома (XO и Figure 8). Смит стал известен широкой публике после того, как его песня Miss Misery, написанная для фильма Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг», была номинирована на Оскар в 1997 году в категории «лучшая песня».

На протяжении нескольких лет Смит страдал от хронической депрессии, алкоголизма и наркотической зависимости. Эти темы часто находили отражение в его лирике. Эллиотт умер в возрасте 34 лет от двух ножевых ранений в грудь. Вскрытие не помогло точно установить, были ли ранения нанесены самим музыкантом.

Стивен Пол Смит родился 6 августа 1969 года в госпитале Кларксон города Омаха, штат Небраска. Его мать Банни Уэлч (англ. Bunny Welch, в девичестве Bunny Kay Berryman) была преподавателем музыки, а отец, Гэри Смит (англ. Gary Smith) — студентом-медиком Университета Небраски. Спустя год родители Эллиотта развелись. Гэри был был призван на службу ВВС и отправлен на Филиппины.

Смит с матерью перебрались в пригород Техаса Данканвилль, где в июле 1973 года Банни вышла замуж за Чарли Уэлча (англ. Charlie Welch). Уэлч жестоко обращался с женой и сыном (он рассказал об этом в своем письме Смиту в 1998 году). У Смита были подозрения, что отчим насиловал его, но никаких воспоминайний у него не осталось, а Уэлч полностью отрицал эти обвинения. Смит наглядно отразил этот период своей жизни в тексте песни "Some Song": 'Charlie beat you up week after week, and when you grow up you’re going to be a freak.' ('Чарли избивает тебя каждую неделю, и когда ты вырастешь, ты станешь полоумным')». На протяжении многих лет имя 'Чарли' фигурирует в разных песнях Смита, например "Flowers for Charlie" и "No confidence man", в то время как имена биологических родителей музыканта ни в одной из его песен не упоминаются.

Эллиотт окончил Хэмпширский колледж в Амхерсте, Массачусетс, в 1991 году с дипломом по философии и политологии. "Думаю, это доказало мне, что я могу заниматся чем-то, чем заниматься не хочу, в течение четырёх лет. Вот только мне как раз нравилось то, что я изучал. Тогда это было что-то вроде 'Это твой единственный шанс поступить в колледж, и тебе стоит им воспользоваться, потому что иначе однажды ты можешь об этом пожалеть'. К тому же, причиной, по которой я вообще подал документы, была моя девушка, и к тому времени, как мы расстались накануне первого дня учёбы, меня уже приняли." Окончив колледж, Эллиотт 'работал в булочной в Портленде со степенью бакалавра по философии и правовой теории.

В Хэмпшире Эллиотт основал музыкальную группу Heatmiser вместе с Нилом Гастом (англ. Neil Gust) (одноклассником из Хэмпшира) и Джейсоном Хорником (англ. Jason Hornick). Окончив колледж, музыканты (к тому времени Смит, Тони Лэш и Брэндт Питерсон (которого после записи 'Mic City Sons' в августе 1994 заменил Сэм Кумс, позже участник группы Quasi) решили профессионально заняться музыкой в Портленде. По звучанию у них было много общего с Fugazi и другими панк-группами. Музыканты записали один альбом и EP, после чего подписали договор с Virgin Records, чтобы выпустить альбом, ставший их последней работой, — Mic City Sons.

Смит убедил Virgin, законных обладателей первых трёх сольников, передать права Cavity Search Records, а затем — Kill Rock Stars, чтобы обеспечить естественное развитие его пока ещё слабо развивающейся сольной карьере. Последовавшее внимание к сольной работе Эллиотта создало напряжённые отношения между ним и его группой, которая до сих пор записывала дебютный студийный релиз.

Heatmiser официально распались в 1995, после одного короткого тура в поддержку "Mic City Sons".

Незадолго до распада Heatmiser, Эллиотт начал записывать сольные работы, большей частью акустические альбомы, на взятых в долг четырёхдорожечных кассетных проигрывателях. Его собственная музыка была более угрюмой и мрачной, чем работы его бывшей группы, с текстами песен, касающимися наркотической зависимости, депрессии и предательства. Его первый релиз, Roman Candle (1994), был, предположительно, сборником демо-записей, не вошедших в работы Heatmiser. Девушка Эллиотта убедила его послать кассету с записями звукозаписывающей компании Cavity Search Records, и они сразу решили выпустить альбом. Песня "Condor Avenue", как вяснилось позже, была записана, когда Эллиотту было всего 17. Главным инструментом, участвовавшим в записи альбома, была акустическая гитара, иногда сопровождавшаяся электрогитарой или маленькой барабанной установкой. Только при записи последнего трека, инструментальной композиции "Kiwi Maddog 20/20", были задействованы все стадартные групповые инструменты.

Дебютное сольное выступление Эллиотта Смита состоялось 17 сентября 1994. Он играл в течение 35 минут для примерно пятнадцати человек. С альбома Roman Candle было исполнено только три песни, большей частью Эллиотт играл би-сайды, невыпущенные песни и мелодии, записанные Heatmiser. Для последней песни того вечера Эллиотт пригласил на сцену партнёра по Heatmiser, Нила Гаста, чтобы тот аккомпанировал ему в исполнении "Half Right", которая должна была стать секретным треком на последнем альбоме группы. Вскоре после этого выступления, Эллиотт был приглашён играть на разогреве у Мэри Лу Лорд (Mary Lou Lord) в течение её недельного тура по США. Последовало ещё несколько коротких туров, и Смит помог ей записать "I Figured You Out", песню, написанную им самим.

В 1997 портлендский приятель Смита, режиссёр Гас Ван Сент, попросил Эллиотта принять участие в записи саундтрека к его фильму, «Умница Уилл Хантинг»". Смит записал для фильма оркестровую версию «Between the Bars» при участии знаментиого композитора Дэнни Элфмана (Danny Elfman). В саундтрек также вошли три ранее записанных трека с альбомов Roman Cadle ("No Name #3") и Either/Or ("Angeles" и "Say Yes"). Фильм получил признание критики и зрителей, а Эллиотт был номинирован на премию Оскар за песню "Miss Misery". Очевидно, что сам музыкант не горел желанием стоять под светом рамп, однако был убеждён выступить с песней на церемонии. Он согласился только после того, как продюсеры заявили: песня будет исполнена на церемонии, если не Эллиоттом, то любым другим музыкантом на их усмотрение.

5 марта 1998 состоялся дебют Эллиотта на кабельном телевидении — он выступил с акустической версией "Miss Misery" в программе Late Night With Conan O'Brien. Несколько дней спустя Смит в белом костюме исполнял сокращённую версию этой песни на церемонии "Оскар". Награда досталась Джеймсу Хорнеру и Уиллу Дженнингсу за композицию "My Heart Will Go On" (в исполнении Селин Дион) из кинофильма "Титаник", Эллиотт никогда не говорил о своих ощущениях после проигрыша.

В 1998 Смит записал кавер-версию песни The Beales "Because" для фильма "Красота по-американски", она стала сопровождением финальных титров картины. Несмотря на то, что это была единственная официальная кавер-версия песни The Beatles, записанная Эллиоттом, он часто исполнял композиции знаменитой четвёрки на своих живых концертах. Среди них такие песни, как "Blackbird", "Yer Blues", "I Me Mine", "For No One", "Something", "I'm So Tired", "Long, Long, Long", "I'm Only Sleeping". Он также исполнял песни с сольников бывших участников The Beatles, например, "Jealous Guy" Джона Леннона и "My Sweet Lord", "Give Me Love" и "Isn't It a Pity?" Джорджа Харрисона.

Также ходили слухи, что Эллиотт записал кавер-версию песни "Hey Jude" для фильма The Royal Tenenbaums режиссёра Уэса Андерсона (2001), но эта информация не была подтверждена. В интервью для журнала Entertainment Weekly в декабре 2004, Андерсон сказал, что, хотя Смит собирался записать песню, он 'был в плохом состоянии и просто не мог'. Однако в The Royal Tenenbaums в конце концов включили песню Эллиотта "Needle in the Hay", она звучит в момент попытки самоубийства одного из главных героев фильма.

В 1998, после успеха Either/Or и Miss Misery, Эллиотт подписал договор с DreamWorks Records. Примерно в это же время музыкант впал в депрессию. В Северной Каролине он, находясь в сильном наркотическим опьянении, спрыгнул со скалы. Смит приземлился на дерево, которое, хоть и нанесло Эллиотту несколько ушибов, всё же смягчило падение. Позже в том же году Эллиотт выпустил свой первый релиз с DreamWorks Records. Он был назван XO и спродюсирован Робом Шнапфом (Rob Schnapf) и Томом Ротроком (Tom Rothrock). В записи XO также участвовали знаменитые лос-анджелесские музыканты Джоуи Уоронкер (Joey Waronker) и Джон Брайон (Jon Brion). Альбом имеет более полное и причудливое звучание, чем предыдущие работы Эллиотта. Однако его знакомый вокал и акустическая гитара, несомненно, присутствуют и на этой пластинке. XO стал самым продаваемым альбомом Эллиотта за всю его карьеру. В течение всего этого периода Эллиотта поддерживала портлендская группа Quasi, состоявшая из бывшего согруппника, бас-гитариста Сэма Кумса (англ. Sam Coomes) и его бывшей жены Джэнет Уэйс (Janet Weiss) на барабанах. Quasi также часто открывали шоу тура, иногда Смит играл на гитаре или выступал в роли бэк-вокала.

17 октября 1998 Эллиотт посетил шоу Субботним вечером в прямом эфире, где исполнил "Waltz #2" при участии Джона Брайона, Сэма Кумса, Роба Шнапфа и Джона Моэна.

В ответ на вопрос, не изменит ли подписание договора с одной из крупнейших фирм звукозаписи творческий настрой Эллиотта, он сказал: '... Иногда люди воспринимают крупные звукозаписывающие компании просто как на меха низм по производству денег, но в них работают совершенно реальные люди, и многие из них хотят чувстовать, что производят на свет хорошую музыку.' В другом интервью Эллиотт заявил, что никогда не читал отзывов на свои альбомы, потому что боялся, что это может повредить его творчеству.

Figure 8 вышел в 2000 году, при участии Ротрока, Шнапфа, Брайона и Уоронкера, и был частично записан на студии Abbey Road Studios (где The Beatles обычно записывали свои альбомы) в Англии. Альбом собрал в основном положительные отзывы и достиг 99-го места в рейтинге журнала Billboard 200. Песни были по большей части написаны под влиянием популярной музыки 60х, например, The Kinks, The Beatles и The Zombies. Поседовал продолжительный тур в поддержку альбома, включая появления на телевиденни в передачах Late Night With Conan O'Brien и The Late Show With David Letterman. Однако к концу турне здоровье и внешнее состояние Эллиотта заметно ухудшились.

© БиоЗвёзд.Ру