БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Эркюль Пуаро

Эркюль Пуаро

Литературный персонаж

Имя: Эркюль
Фамилия: Пуаро
Гражданство: Бельгия

Эркюль Пуаро – бельгийский эмигрант, ранее служивший в полиции. В романе 'Загадочное происшествие в Стайлз' ('The Mysterious Affair at Styles'), где действие происходят в 1916-м, становится понятно, почему детектив остался без работы и раскрывает тайны где-то у черта на куличиках, в английском загородном доме. В этот период Бельгия (Belgium) была оккупирована Германией (Germany), и Кристи, желая выразить сочувствие к бельгийским эмигрантам, придумала соответствующую биографию Пуаро.

Имя Эркюль – французская форма от 'Геркулес' ('Hercules'), а фамилия Пуаро по-французски созвучна с луком-пореем. Одно из предположений гласит, что опытный сыщик олицетворял Мари Беллок Лаундс (Marie Belloc Lowndes), автора 'Жильца' ('The Lodger') о злодеяниях Джека Потрошителя (Jack the Ripper), в то время как фамилия Пуаро, вероятно, связана с бывшим бельгийским полицейским месье Пуаре, некогда проживавшим в Лондоне (London).

Роман 'Загадочное происшествие в Стайлз', где впервые появляется Пуаро (уже тогда немолодой), был опубликован в 1920-м. Последней историей о гениальном сыщике, чьи 'маленькие серые клеточки' мозга работали особым образом, стал роман 'Занавес' ('Curtain'), вышедший в 1975-м, за год до кончины Кристи. Нигде не указана дата его рождения, но получается, что он прожил более 100 лет. Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, для которого в 'New York Times' был написан некролог: 'Умер Эркюль Пуаро; знаменитый бельгийский детектив'.

Уже в 1930-х Агата Кристи для самой себя установила, что Пуаро стал 'невыносимым', а к 1960-му он вообще вырисовывался как 'отвратительный, пафосный, утомительный, эгоцентричный и медлительный'. Но публика была по-прежнему в восторге от детектива, и Кристи 'не убила' его, посчитав своим долгом продолжать писать о том, кого так сильно любят читатели. Даже когда Пуаро 'захотел' отойти в тень, где бы он ни появлялся, повсюду происходили новые преступления, которые были не по зубам простым 'ищейкам'.

Эркюль небольшого роста, 'немногим больше, чем 5 футов и 4 дюйма' (около 163 см), с головой яйцеобразной формы, с черными волосами, которые он в более поздние годы начал красить. Он человек с зелеными глазами, которые по-особенному сияют, как у кошки, когда ему в голову приходит идея, с очень жесткими усами, предметом гордости Пуаро, с фасоном как у военных. Он всегда ухоженный, опрятный, одет с иголочки, так что капитан Артур Гастингс (Arthur Hastings) по этому поводу заявляет, что пылинка принесла бы Пуаро больше боли, чем пулевое ранение. Гастингс часто сопровождает Пуаро, которого последний считает не очень смышленым, но зато способным 'спотыкаться' о факты. Из обуви детектив предпочитает лакированные кожаные туфли. Привередливый в начале своей карьеры, Пуаро со временем перестает следовать моде, предпочитая одеваться по старинке.

В его доме всегда царит полнейший порядок. Каждая вещь находится на своем месте. Благодаря такому отношению чистоте, почти на грани маниакальности, Пуаро весьма тщательно подходит к каждому делу о раскрытии убийств, и мимо него не ускользает ни одна мельчайшая деталь. Он очень пунктуален; почти до конца жизни у Пуаро были карманные часы. Он очень любит классическую музыку. Наконец, 'набор странностей' довершает желание детектива всегда иметь на счету в банке сумму в 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Пуаро никогда не страдал от заниженной самооценки. Напротив, он неоднократно во всеуслышание называет себя 'великим человеком'. В ходе расследования детектив пытается выстраивать в единую картину все кусочки 'мозаики', даже малозначительные факты, которые порой 'выуживает' своими психологическими экспериментами из подозреваемых незаметно для них самих. Гастингс испытывает отвращение к некоторым методам Пуаро, который без зазрения совести готов копаться в чужих вещах, читать чужую корреспонденцию и подслушивать чужие разговоры.

По обыкновению, в конце каждого дела бельгийский уникум устраивает маленькое драматическое шоу, нагнетает интригу и с пафосом раскрывает имя преступника в самый последний момент. Одновременно с этим Пуаро пытается не выносить мусор из избы и афиширует результаты расследований только в крайних случаях.

Пуаро с успехом завоевал радиоэфир и перенесся на кино- и телеэкраны. Его роль исполняли несколько актеров, включая сэра Питера Устинова (Peter Ustinov), сэра Иэна Холма (Ian Holm) и, конечно же, неподражаемого Дэвида Суше (David Suchet).

© БиоЗвёзд.Ру