Главная Войти О сайте

Ферруччо Солери

Ферруччо Солери

Итальянский актер
Дата рождения: 06.11.1929

Содержание

  1. О постановке
  2. О выборе профессии
  3. О роли Арлекина
  4. О том, как оставаться в форме
  5. О гастролях

О постановке

Режиссер Джорджо Стрелер поставил спектакль «Арлекин, слуга двух господ» в 1947 году. Постановка тут же стала визитной карточкой первого государственного театра Италии «Пикколо ди Милано». За более чем 60 лет существования спектакля роль Арлекина исполняли всего два актера – Марчелло Моретти и Ферруччо Солери, который сменил Моретти в 1963 г. в возрасте 34 лет. Сегодня ему 82, а он все так же выделывает на сцене невероятные трюки, которые вошли во все хрестоматии по истории театра, – роль вечно юного Арлекина к этому обязывает. В финале постановки Солери снимает маску. Чем старше становится актер, тем громче вздох изумления зрителей: под кожаной маской, оказывается, скрывался старик! Это он ловил на лету тарелки, не мог найти прилипшее к заду письмо, дразнился, злился и носился по сцене колесом!

Ферруччо Солери о том, каково это – полвека быть Арлекином.

О выборе профессии

«Я начал работать в театре очень поздно. Актером быть не собирался. Перепробовал много профессий, потому что часто менял свои представления о том, кем хочу быть. Изучал математику и физику во Флорентийском университете. Правда, театр любил с детства, поэтому решил поучаствовать в конкурсе в национальную академию драматического искусства в Риме. Меня приняли. А потом еще пришлось отслужить в армии. Так что свой первый контракт в качестве актера я подписал в возрасте 28 лет».

О роли Арлекина

«Арлекин – это моя любимая роль. При жизни Стрелер часто спрашивал: «Как же так? Как тебе это удается? Ведь ты стареешь. Почему твой персонаж по-прежнему остается молодым?» Надеюсь, что и сейчас он такой же, как прежде. Не хотелось бы, чтобы в спектакле Стрелера что-то менялось».

«Когда я был молодым, мечтал о других ролях. Но «Арлекин» стал таким успешным спектаклем, что постепенно заменил все остальное».

«Люди все время спрашивают, какие черты Арлекина есть во мне самом. А их нет. Как только я надеваю маску и выхожу на сцену, я становлюсь им. А в жизни я другой. Хирург же, приходя домой, не режет всех подряд скальпелем!»

«Единственное, что роднит меня с Арлекином, – это простодушие: мы оба очень наивны. Еще оба умеем любить жизнь».

«У меня есть сменщик, Джорджо Бонджоанни, он сейчас играет в спектакле роль Панталоне. Но вообще, он уже сто раз отыграл и Арлекина. Так что, случись что со мной, он готов меня заменить в любую минуту. Но пока есть силы, я буду играть».

«Арлекин – это всего лишь роль, но самая важная в моей жизни, уже ставшая частью меня. Это роль, которая принесла мне огромное удовлетворение от работы, успех и бесконечные овации, где бы мы ни были. К тому же какое другое занятие помогало бы мне находиться в такой чудесной форме даже в 80 лет?»

О том, как оставаться в форме

«Чтобы сохранять гибкость тела, я делаю растяжки каждый день в течение 50 минут, кроме тех дней, когда есть постановка. Еще я быстро хожу пешком по ступенькам: вверх и вниз по 6 этажей три раза в день! За долгие годы занятия уже вошли в привычку».

О гастролях

«За эти годы мы объездили большую часть мира. В некоторых странах жили по 2 месяца, иногда на протяжении полугода гастролируя по миру и не возвращаясь в Италию».

«Мы все время ездим с этим «Арлекином». У меня нет времени ни играть что-то другое, ни ставить. Эта роль отняла у меня личную жизнь. Я должен быть в форме, каждый день заниматься, тренироваться. Я постоянно на гастролях, а не с семьей. Но я все равно счастлив, что играю».

«Когда мы в первый раз играли в Японии, у меня было ощущение провала. Публика сидела мертвая, в полной тишине, не реагируя даже в тех местах, где смеялись и хлопали зрители самых эмоционально сдержанных стран. И только когда Арлекин обратился к зрителям, не видели ли они потерянного письма, вдруг публику будто прорвало, все стали смеяться. Мне потом объяснили, что японцы, привыкшие к строгой системе кабук и, просто не понимали кодекса комедии дель арте*, не понимали значения жестов. И когда я обратился напрямую к зрителям с повседневной интонацией, они поняли, что ни о чем гадать не надо – надо просто свободно реагировать. В итоге был триумф. Как и везде – даже в арабских странах».

* Комедия дель арте (или комедия масок) – вид итальянского площадного театра, спектакли которого создавали методом импровизации с участием актеров, одетых в маски. Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII в. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными коллективами. В постановках дель арте впервые появились элементы режиссуры. К XIX в. комедия дель арте изжила себя, но нашла продолжение в пантомиме и мелодраме. Один из принципов комедии дель арте – tipi fissi (одни и те же персонажи, т.е. маски, участвуют в различных по содержанию сценариях) – сегодня используют при создании комедийных телесериалов.

© БиоЗвёзд.Ру