Главная Войти О сайте

Франсуа Бероальд Вервиль

Франсуа Бероальд Вервиль

Французский писатель конца XVI - начала XVII века.
Дата рождения: 15.04.1556
Гражданство: Франция

Отец Франсуа Бероальда де Вервиля, гуманист, приверженец кальвинизма Матьё Бероальд (Бруар), основал в Париже коллеж (среди его учеников был Теодор Агриппа д'Обинье). После Варфоломеевской ночи, в 1573-1578 годах, Бероальд де Вервиль перебрался в Швейцарию, получил медицинское образование в Базеле (где познакомился с трудами Парацельса) и Женеве; занимался алхимией.По всей видимости, с 1583 г. Бероальд-младший обосновался в Париже; около 1586 г. отрекся от кальвинизма. В 1589 году последовал за Генрихом III, оказавшемся в ссылке в г. Тур. Здесь Бероальд провел остаток жизни. В 1593 году назначен каноником собора Св. Гатиана.Бальзак в предисловии к "Озорным рассказам" называет в числе знаменитых жителей Турени Рабле и Бероальда де Вервиля.Обширная культурная традиция эпохи Возрождения подытожена в наиболее известном сочинении Бероальда де Вервиля – фр. Le Moyen de Parvenir (опубликовано анонимно около 1616; вопрос об атрибуции книги Бероальду долгое время являлся предметом дискуссий, хотя сам писатель косвенно подтвердил своё авторство в другом сочинении - "Дворец Любопытных"). На русский язык название книги переводится по-разному ("Способ выйти в люди" или "Способ добиться успеха"). Книга, свидетельствующая о высоком уровне образованности Бероальда, представляет собой роман-диалог, наследующий традиции менипповой сатиры, а также во многом напоминающий по стилю сочинения Франсуа Рабле. Согласно экстравагантной версии известного библиофила XIX века П. Жакоба, Бероальд обнаружил в библиотеке своего отца неизвестную рукопись Рабле, доработал и насытил учёностью - так-де родился на свет "Le Moyen de Parvenir". .Участники воображаемого вселенского пира - их в общей сложности около 400 (в том числе такие знаменитые, как Гомер, Платон, Аристотель, Архимед, Тит Ливий, Плутарх, Петрарка, Эразм Роттердамский, Ронсар, Лютер, тот же Рабле...) - беседуют на самые различные темы, обмениваются солёными репликами и новеллами (обычно позаимствованными из повествовательного фонда Возрождения, причём с акцентом на эротике и скатологии). Автор, выступающий под несколькими масками, ведёт постоянную игру с читателем; в итоге решение вынесенного в название книги вопроса оборачивается шуткой.В свете алхимических увлечений автора можно было бы перевести это название и как "Способ успешно завершить Великое Делание"; в этом случае финал прочитывается как прощание с алхимическим прошлым Бероальда де ВервиляСреди других сочинений Бероальда де Вервиля: поэмы «Необходимые познания» (фр. Les Connoissances necessaires, 1583), «Идея Государства» (фр. L'Id?e de la R?publique, написана под влиянием Жана Бодена,1583), «Повесть о червях, прядущих шёлк» (фр. L'Histoire des vers qui filent la soye, интересный образец естественнонаучной поэмы о шелкопряде, 1600); новая редакция выпущенного в 1546 году французского перевода «Гипнэротомахии Полифила» Франческо Колонна (под названием «Обозрение великолепных изобретений» фр. Le Tableau des riches inventions, 1600). Если в романе «Любовные приключения Гесионы, или Восстановление Трои» (фр. Les Amours d'Aesionne, ou le Retablissement de Troie, 1597) аллюзия на дочь троянского царя носит сугубо игровой характер, то роман «Орлеанская девственница» (фр. La Pucelle d'Orl?ans, 1599) содержит сильно мифологизированную версию судьбы Жанны Д'Арк, а «История Иродиады» (фр. Histoire d'H?rodias, 1600) завершается принесением в блюде головы Иоанна Крестителя.

© БиоЗвёзд.Ру