Главная Войти О сайте

Франсуа Озон

Франсуа Озон

Режиссер
Дата рождения: 15.11.1967
Гражданство: Франция
Франсуа Озон появился на свет в Париже 15 ноября 1967 года. Его мать работала учителем французского языка, а отец был профессором биологии. Родители надеялись, что сын пойдет по их стопам и не понимали его увлечение кинематографом. В то же время они не препятствовали Франсуа в его начинаниях. Озон обучался в Сорбонне, а затем посещал режиссерский факультет киношколы La FEMIS.

Снимать короткометражные фильмы Озон начал в 18 лет. Вначале его работы получили успех во Франции, а затем стали известны на международном уровне. Уже в первых картинах проявились основные черты стиля режиссера – свободный взгляд на сексуальные отношения и острая сатира на семейные ценности. Например, его короткометражная лента 'Семейная фотография' (1988) рассказывает об убийстве мальчиком своих родителей, а в фильме 'Маленькая смерть' (1995) повествование ведется о молодом человеке, который фотографирует своих друзей во время оргазма.

Первая полнометражная картина Озона 'Крысятник' (1998) была показана в Каннах в программе 'Неделя критики', где вызвала бурную реакцию общественности. В ней нашли отражение любимые темы режиссера – и 'черная' сатира на семейные отношения, и всевозможные сексуальные пороки.

Воодушевленный успехом, уже через год Озон представил на суд зрителей сразу два фильма. Триллер 'Криминальные любовники' (1999), наполненный извращениями, насилием и черным юмором, рассказывает о двух подростках, которые решили убить своего одноклассника. Премьера картины состоялась на Венецианском фестивале, критики которого положительно оценили работу Озона и даже увидели в ней влияние классиков мирового кино Хичкока и Фасбиндера.

Фильм 'Капли дождя на раскаленных скалах' (1999), история которого была основана на ранней пьесе Фасбиндера, отличался от предыдущей работы. Озон отошел от провокаций, насилия и черного юмора, сняв запутанную историю любовных отношений девятнадцатилетнего юноши и пятидесятилетнего бизнесмена. На Берлинском фестивале лента удостоилась специального приза 'Тедди'.

Если фильм 'Под песком' (2000), который стал самым значительным культурным событием года во Франции, обеспечил Озону общенациональный успех, то картина '8 женщин' (2002) принесла ему мировую известность. Фильм с участием звезд первой величины (Фанни Ардан, Изабель Юппер, Катрин Денев) является адаптацией пьесы Робера Тома и соединил в себе комедию, детектив и ретро-мюзикл. Среди достоинств картины стоит отметить интересную постановку музыкальных номеров, яркую актерскую игру и простые, запоминающиеся мелодии. Фильм получил невероятный коммерческий успех и завоевал в Берлине премию 'Серебряный медведь' за игру актерского ансамбля.

Психологическая драма 'Бассейн' (2003) стоит особняком в творчестве Озона. По словам режиссера, это самый личный фильм, в котором он хотел показать трудности, возникающие перед автором во время написания сценария или романа. Картина стала первой англоязычной работой в карьере Озона и получила невероятную популярность в Соединенных Штатах. В Европе ее также приняли восторженно, что доказывает номинация в Каннах на 'Золотую пальмовую ветвь'.

Каждый новый фильм Франсуа Озона неизменно становился участником международных фестивалей и привлекал интерес мировых киногурманов. В то же время его последние работы не были успешными в коммерческом плане. В 2004 году вышла концептуальная драма '5х2', снятая в необычной манере. 5 эпизодов из жизни супружеской пары показаны от конца к началу: с момента распада отношений до их зарождения. Картина претендовала на 'Золотого льва' на фестивале в Венеции, но награды удостоена не была.

В 2005 году на экраны вышел фильм 'Время прощания', а в 2007 – костюмированная историческая драма 'Ангел' по повести известной актрисы Элизабет Тейлор. Обе картины не имели большой популярности, хотя были тепло встречены критиками.

Обладая безграничным талантом, Франсуа Озон, безусловно, мог бы снимать коммерческие фильмы. Но такой путь он не выбрал. По словам режиссера, для него кино – это искусство, а не индустрия. Ему предлагали сделать голливудский ремейк 'Бассейна', но он отказался, потому что посчитал это пустой тратой времени. Как сказал Озон, он очень горд, что во Франции кино принадлежит режиссерам, в отличие от Америки, где всем заправляют продюсеры.

В 2009 году Озон удивил всех необычной картиной 'Рики', рассказывающей о простой пролетарской семье, у которой рождается малыш с крылышками. Эта на первый взгляд наивная полуфантастическая история содержит серьезный социальный подтекст, предавая сомнениям саму суть семейных ценностей.

Последней на сегодня работой Озона является фильм 'Молода и прекрасна' (2013), который номинировался на 'Золотую пальмовую ветвь' фестиваля в Каннах. История школьницы, которая занимается проституцией ради развлечения вызвала бурную реакцию зрителей и стала самой обсуждаемой темой на киносмотре. Критики писали, что 'фильм полон интриг, галантных игр и манипуляций' и 'за своей серьезностью скрывает комедию абсурда, смешанную с эротической фантазией'.

Франсуа Озон всегда удивлял. Сначала фильмами, шокирующими общественную мораль; затем умными, приправленными глянцем лентами; наконец, остросоциальными, понятными каждому историями. Каким будет следующий его фильм, режиссер не знает. По словам Озона, он повзрослел и уже не хочет эпатировать так, как раньше.

© БиоЗвёзд.Ру