Главная Войти О сайте

Гьен Мили

Гьен Мили

Албанско-американский фотограф

Родился Гьён Мили в 1904 году в Албании (Korçë, Albania). Известно, что детство его прошло в Румынии (Romania), а уже в 1923 году Мили был в США. Он изучал электротехнику, а к концу 1930-х он стал довольно известен благодаря своим фотографиям в 'Life', где он был фотографом-фрилансером. Неизвестно, как именно Гьён пришел в мир художественного фото, и вообще в биографии Мили множество белых пятен, однако, недооценить его вклад в фотографию просто невозможно.

Так, в конце 1930-х он работал в МИТе (Massachusetts Institute of Technology) вместе с Гарольдом Эдгертоном (Harold Eugene Edgerton), легендарным изобретателем мгновенной фотографии, и именно в тот момент времени Гьён разработал несколько собственных революционных нововведений в фотоделе. Так, он первым начал работать в режиме стробоскопа, а также первым использовал 100-миллисекундную выдержку, и это позволило Мили запечатлеть на снимках кратчайшие мгновения, вроде падающей капли воды, а также полета пули. Не секрет, что все это были изобретения Эдгертона, который вовсе не был (а, главное, не хотел быть) художником, оставаясь ученым и только. А вот амбициозный художник Мили применял его разработки, облекая их в форму искусства. Про него говорили, что ему удалось соединить алгебру с гармонией. Снимки тех лет подпадают под категорию 'Остановись, мгновенье!' - на них запечатлена застывшая красота.

Известно, кстати, что метод мгновенной фотографии позднее перестал интересовать Мили, он даже признавался, что 'выжал из стробоскопа все, что мог, и даже больше', а повторяться он считал ниже своего достоинства художника. Однако он до самого конца очень тщательно работал с выдержкой и техническими составляющими своих фотографий.

В тех же 1940-х новым увлечением Мили стал кинематограф – в 1945-м он выпустил собственный фильм 'Jammin' the Blues', который даже получил номинацию на 'Оскар'. Это была картина о музыкантах, о джазменах первой половины XX века. Известно, что Гьён и сам был вхож в музыкальную среду, а также весьма неплохо играл на гобое.

В середине 1940-х он был ассистентом у знаменитого фотографа Эдварда Уэстона (Edward Weston). К тому времени у него было имя, он был универсалом – снимал и портреты, и документальные фотографии, и спорт, и моду. Так, Мили печатали довольно уважаемые изданиия, а, помим о этого, он издал несколько книг. Особенным успехом пользовалась его книга 'Третье измерение Пикассо' ('Picasso's Third Dimension').

Впрочем, когда популярность и востребованность Гьёна Мили начали падать, помочь ему, увы, было уже ничем нельзя. Так, его снимки все реже попадали на страницы печатных изданий, и к концу 1970-х о нем почти полностью забыли. Это было несправедливо и странно – ведь в 1950-х и даже 1960-х Мили входил в десятку ведущих американских фотографов.

Как бы ни было, когда 14 февраля 1984 года Гьён Мили скончался, событие это вовсе никак не освещалось. И лишь позднее, уже в новом тысячелетии, на волне новой волны интереса к фотографии, его снимки снова начали вызывать интерес. В МИТе, где Мили в свое время работал с великим Эдгертоном, теперь проводится фотоконкурс имени Эдгертона и Мили, победитель которого поучает одноименную премию. На родине фотографа в Албании также существует премия его имени.

© БиоЗвёзд.Ру