Генрих Вёльфлин

Генрих Вёльфлин

Искусствовед.
Страна: Швейцария

Генрих Вёльфлин: историк искусства и разработчик метода формально-стилистического анализа

Генрих Вёльфлин был известным швейцарским искусствоведом, который оказал огромное влияние на развитие науки об искусстве. Он определил свое место в этой науке как "формалист", подчеркивая первоочередную задачу историка искусства в анализе пластической формы. С его именем связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины.

Генрих Вёльфлин родился и вырос в Швейцарии. Он получил образование в Базельском университете, где его учителем был известный историк ренессансной культуры Якоб Буркхард. Уже тогда Вельфлин проявил вкус к широким концепционным построениям и идею "классического искусства" как вершины развития стиля.

После обучения в Базеле, Вельфлин продолжил свое образование в Мюнхене под руководством профессора Густава Брунна, который внушил ему интерес к тщательному рассмотрению конкретных художественных памятников. Этот подход к изучению искусства, основанный на предметности и детализации, прослеживается во всех работах Вельфлина.

В 1888 году, всего 24-летним юношей, Вельфлин опубликовал фундаментальную монографию "Ренессанс и барокко", которая принесла ему европейскую известность. К тому времени он уже преподавал в Мюнхенском университете, и университетская работа стала основой его дальнейшей жизни. Он преподавал в крупнейших университетах Германии и Швейцарии, включая Базель, Берлин и Цюрих.

Лекции Вельфлина были всегда событием, их слушали практически все историки искусства, получавшие образование в Европе. В своих лекциях он старался передать свои идеи и новый подход к искусству на простом и ясном языке, используя конкретные примеры. Его стиль изложения делал его работы доступными и интересными для широкого круга читателей.

Вельфлиновский метод формально-стилистического анализа художественных памятников, разработанный им, лежит в основе подготовки искусствоведов во многих странах мира. Он стал краеугольным камнем современной науки об искусстве. Однако после первой мировой войны его метод стал подвергаться критике, и Вельфлин не смог противостоять этой критике ничем существенным.

Вельфлин продолжал преподавать и писать, выпустив только одну крупную работу в последние три десятилетия жизни - "Италия и немецкое чувство формы" (1931), в которой он уточнял ранее высказанные положения. Вельфлиновские работы постепенно потеряли свою актуальность, но стали классикой в области искусствоведения.

Генрих Вельфлин был избран членом Прусской Академии наук, первым исследователем в области истории искусства, получившим такую честь. Это подняло престиж молодой науки искусствоведения.

Хотя его теория имела свои ограничения и подвергалась критике, Вельфлин стремился сохранить ее как особую теорию искусства. Он утверждал, что история искусства должна быть "историей выражения", и призывал к поддержке собственной теории, которую он назвал "искусством как имманентной историей формы".

Жизнь и труды Генриха Вельфлина оставили неизгладимый след в развитии истории искусства. Его метод формально-стилистического анализа и его идеи о методах видения и развитии искусства продолжают влиять на исследователей и художников по всему миру.

© BIOGRAPHS