Главная Войти О сайте

Герберт Янссен

Герберт Янссен

Немецкий оперный певец (баритон)
Дата рождения: 22.09.1892

Герберт Янссен родился 22 сентября 1892-го. Он был выходцем из богатой и любящей музыку семьи и с ранней юности брал уроки пения. Янссен вырос в великолепно оформленном семейном замке на Рейне (Rhine) и, по ожиданиям родителей, должен был изучать право. И Герберт действительно некоторое время потакал отцу и матери, пока твердо не решил стать певцом-профессионалом.

Он дебютировал в Берлинской государственной опере (Berlin Stadstoper), с которой заключил контракт в 1922-м, в роли Ирода из оперы Шрекера (Schreker) 'Охотник за сокровищами' ('Der Schatzgräber'). Быстрыми темпами Янссен поменял незаметные роли на более выдающиеся.

В оперном сезоне 1923-1924 гг. он впервые предстал перед зрителями в образе Вольфрама фон Эшенбаха в опере Рихарда Вагнера (Richard Wagner) 'Тангейзер' ('Tannhäuser'), и эта роль стала одной из самых знаковых в его карьере. Янссен оставался членом Берлинской оперы вплоть до 1937-го. За это время он выступил в статусе желанного гостя в большинстве солидных оперных театров и фестивалей в Европе.

Начиная с 1925-го, Герберт летний период посвящал выступлениям на Фестивале оперной музыки им. Рихарда Вагнера (Wagner-Festival).

С 1926-го вплоть до начала Второй мировой Янссен регулярно пел в Королевском оперном театре в Ковент-Гардене, Лондон (Royal Opera House; Covent Garden, London). На правах гостя он также выступил в Венской государственной опере (Vienna State Opera), Оперном театре Мюнхена (Nationaltheater München), в парижской Опере Гарнье (Opera Garnier, Paris), Опере Земпера в Дрездене (Semperoper, Dresden) и др.

В период с 1930-го по 1937-й баритон появлялся на Фестивале в Байройте (Bayreuth Festival).

Один непроверенный источник утверждал, что в 1937-м Герберт стал членом нацистской партии. Однако в реальности в 1938-м Янссен был вынужден бежать из Германии как политический беженец. Изначально он планировал укрыться в Буэнос-Айресе (Buenos Aires); с организацией побега певцу помог Тосканини (Toscanini), известный своей откровенной оппозицией к фашизму. Иными словами, Тосканини никогда бы не оказал поддержки человеку, каким-либо образом связанному с фашистами.

Илона Симон-Мюллер (Ilona Simon-Muller), американская и еврейская сопранистка, рассказала о том, что Янссен был приглашен на обед с Гитлером (Hitler) в связи с предстоящим концертом в Байройте (Baryreuth). На это баритон заявил: 'Я буду петь для этого человека, но не буду есть с ним'. Симон-Мюллер сообщает, что этих слов оказалось достаточно, чтобы Янссена объявили врагом нацистов и выдали ордер на его арест. Когда об этом узнал Тосканини, он немедленно предупредил своего друга о надвигающейся опасности. Эрна (Erna), жена Герберта, вызванная на допрос в штаб-квартиру гестапо, спасла себе жизнь, заявив: 'Я не знаю, где он, и мне все равно. Я надеюсь, вы найдете его – и убьете'. После этого Тосканини привез ее в Буэнос-Айрес, где Эрна воссоединилась с мужем.

Доказательством непричастности Янссена к культуре фашизма служит и его участие в устроенной Тосканини в 1944-м знаменитой трансляции оперы 'Фиделио' ('Fidelio') Бетховена (Beethoven). Янссен был выбран на роль Дона Пизарро, чего ярый антифашист Тосканини не сделал бы никогда и не допустил бы к участию в своем проекте ни одного нациста. Дополнительные до казательства представлены в антинацистских мемуарах 'Heritage of Fire', где внучка Рихарда Вагнера называет Герберта 'смелым артистом', который, вместо того чтобы разделить трапезу с Гитлером, уехал из города в один день и, в конечном итоге, оказался в черном списке Гитлера, потому что 'фюрер не любил, когда им пренебрегают'.

Янссен с 1939-го проживал в Нью-Йорке (New York City), где заключил контракт с Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Он ушел со сцены в 1951-м. До конца своих дней баритон не возвращался в Германию. С завершением сценической деятельности Янссен переключился на педагогическую и оказался весьма востребованным учителем.

Герберт Янссен скончался 3 июня 1965-го, в Нью-Йорке.

Помимо др. достижений, Герберт был успешен в жанре романтической песни 'lied', используя свой мягкий, богатый и бархатистый голос с его итальянским тембром и 'гладким' стилем легато, дающими неповторимый эффект звучания.

© БиоЗвёзд.Ру