Главная Войти О сайте

Герман Коген

Герман Коген

Немецко-еврейский философ-идеалист
Герман Коген родился в городке Косвиг, входящем в район Виттенберг в федеральной земли Анхальт в Германии. Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию в столице Силезии Бреслау (Бреславле, Вроцлаве). После окончания семинарии продолжил обучение в университетах Бреслау, Берлина и Галле.

В 1871 г. пишет работу «Кантовская теория опыта», которая привлекла внимание профессора философии в Марбурге Фридриха Альберта Ланге, и по его приглашению Коген переезжает в Марбург.

В 1873 г. Коген защитил докторскую диссертацию, становится приват-доцентом философского факультета Марбургского университета и посвящает себя изучению философского наследия Канта. В 1875 г. Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем 1876 году — ординарным профессором, заняв кафедру, освободившуюся по смерти Ф.А. Ланге. До своего выхода на пенсию в 1912 г. преподает в Марбурге. В том же году переезжает в Берлин, где в самой смерти, последовавшей в 1918 гг., читает лекции и ведет семинары в Высшей школе иудаистики в Берлине (Hochschule für die Wissenschaft des Judentums). В 1914 г. приезжал в Россию, где трёх городах — в Варшаве, входившей тогда в состав Российской империи, Петербурге и Москве — читал публичные лекции о значении еврейства.

В 1902 году Герман Коген был одним из основателей «Общества поддержки иудаистики», отредактировал и опубликовал последний философский труд Фридриха Альберта Ланге «Логические штудии» (Logische Studien, Лейпциг, 1877), а также его «Историю материализма» (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, 1902). Наряду с философскими работами написал ряд работ в области иудаистики, в том числе «Ознакомление с еврейским вопросом» (Ein Bekenntniss in der Judenfrage, 1880) и «Культурно-историческое значение Субботы» (Die kulturgeschichtliche Bedeutung des Sabbat, 1881). Посмертно были опубликованы книги «Религия разума по источникам иудаизма» (Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums, 1919), «Германство и еврейство» (Deutschtum und Judentum), и «Этика Маймонида» (Die Ethik des Maimonides).

Последовательно провел и развил все три части философской системы Канта, используя и разрабатывая трансцендентальный метод.

Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции.

Истолковывал кантовское понятие «вещь в себе» в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу («вещи в себе»), но никогда его не достигая.

По Когену, этика — логика воли и, как и Кант, считает, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.

© БиоЗвёзд.Ру