Главная Войти О сайте

Герман Шерхен

Герман Шерхен

Немецкий дирижер

Герман Шерхен родился 21 июня 1891 года в Берлине (Berlin). В детстве он изучал искусство игры на альте и в юности даже выступал в качестве альтиста в берлинском оркестре Блютнера (Bluthner Orchestra). С 1914 по 1916 он работал дирижером в Риге (Riga), с 1928 по 1933 год - в Кенигсберге (Königsberg), после чего покинул Германию (Germany) в знак протеста против нацистского режима и поселился в Швейцарии (Switzerland). Вместе с филантропом Вернером Рейнхартом Герман Шерхен долгие годы играл ведущую роль в формировании музыкальной жизни города Винтертур (Winterthur), под его управлением состоялись многочисленные премьеры, с акцентом на исполнение современной музыки. С 1922 по 1950 год он был главным дирижером городского оркестра Винтертура, известного сегодня как 'Orchester Musikkollegium Winterthur'.

Дебютировав с исполнения вокально-инструментального цикла 'Лунный Пьеро' (Pierrot Lunaire) Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg), Шерхен всю свою жизнь оставался стойким приверженцем творчества композиторов 20-го века, таких как Рихард Штраус (Richard Strauss), Антон Веберн (Anton Webern), Берг (Berg) и Варез (Varèse), и активно пропагандировал работы композиторов младшего поколения, среди которых были Ксенакис (Xenakis) и Ноно (Nono). Он был учителем Марка Беланже (Marc Bélanger), Франсуа Бернье (Françoys Bernier), Фриды Белинфанте (Frieda Belinfante) и Карла Амадеуса Хартмана (Karl Amadeus Hartmann), и внес свой вклад в создание либретто к опере Хартмана 'Simplicius Simplicissimus'. Он также дирижировал оркестром на премьере одной из ранних работ Хартмана, 'Miserae'. Дирижер Фрэнсис Трэвис (Francis Travis) был учеником Шерхена, а затем и помощником дирижера на протяжении пяти лет.

Безусловно, одной из самых известных его работ стала оркестровая аранжировка и запись 'Искусства фуги' (Die Kunst der Fuge) Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach). Другим его крупным достижением считается запись от 1958 года бетховеновской 'Героической' симфонии (Eroica) на 'Westminster Records' (впоследствии релиз был переиздан на CD), ставшая образцом исполнения Третьей симфонии. В 1953 году в Лейпциге (Leipzig) вышла книга Шерхена 'Lehrbuch des Dirigierens', ставшая одним из самых распространенных учебников по дирижированию. Репертуар Шерхена был необычайно широк, от Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi) и до Рейнгольда Глиэра (Reinhold Glière).

Как и Василий Сафонов (Vasily Safonov) и Леопольд Стоковский (Leopold Stokowski), Шерхен обычно не пользовался дирижерской палочкой, из-за чего его техника порой создавала проблемы для музыкантов. Однажды кто-то из фаготистов Симфонического оркестра BBC (BBC Symphony Orchestra) рассказал бас-баритону Иэну Уоллесу (Ian Wallace), что стараться разобрать минимальные движения руки Шерхена было все равно попытаться подоить летящего комара. По словам музыканта и журналиста Фрица Шпигля (Fritz Spiegl), Шерхен, в основном, работал с музыкантами через словесные инструкции. Однако иногда он использовал палочку – и очень эффективно, - и это видно на видеозаписях.

После недолгого брака с актрисой Гердой Мюллер (Gerda Müller) Шерхен женился на Сяо Шусянь (Xiao Shuxian), китайском композиторе. Их дочь Тона Шерхен (Tona Scherchen), родившаяся в 1938-м, тоже прославилась как ко мпозитор. Всего у Германа и Сяо было трое детей, который она затем увезла с собой в Китай (China). Последней из пяти жен Шерхена была румынка из Цюриха (Zurich), преподаватель математики Риа Андронеску (Pia Andronescu), родившая ему двух сыновей и трех дочерей. Когда Шерхен умер 12 июня 1966 года во Флоренции (Florence), у него осталось внушительное количество детей от всех пяти жен и других женщин. Некоторые из них связали свою жизнь с музыкой.

Дискография Германа Шермана включает в себя широчайший репертуар произведений, от композиторов эпохи барокко до современности. Его последнее выступление, состоявшееся 7 июня 1966 года, всего за пять дней до смерти, в венецианском театре Пергола (Teatro della Pergola) также было записано. Эта запись, опера 'Орфеида' (L'Orfeide) современного итальянского композитора Джан Франческо Малипьеро (Gian Francesco Malipiero), подверглась ремастерингу и вышла в обновленном звучании в 1996 году.

© БиоЗвёзд.Ру