Главная Войти О сайте

Грейтфул Дэд

Грейтфул Дэд

Американская музыкальная группа
Гражданство: США
Первоначальный состав: Джерри Гарсия (Jerry Garcia) - гитара, вокал, Боб Уир (Bob Weir) - гитара, вокал, Фил Леш (Phil Lesh) - бас-гитара, вокал, Рон 'Пигпен' Маккернан (Ron 'Pigpen' McKernan) - клавишные, вокал, Билл Кройцманн (Bill Kreutzmann) - ударные.

'Грейтфул Дэд' - это не только музыкальный коллектив, но и особого рода социокультурный феномен. Мало известная в России, во многих странах мира и прежде всего в США эта группа является в прямом смысле культовой: помимо обычных слушателей и любителей 'Грейтфул Дэд' существует сообщество особо преданных поклонников, называемых 'Дэд Хедз' (Dead Heads, что на сленге означает 'одержимые 'Грейтфул Дэд''). С конца 1960-х 'Дэд Хедз' следовали за группой повсюду, где бы она ни выступала (а 'Грейтфул Дэд' активно гастролировали). После смерти лидера группы Джерри Гарсия в 1995 и официального расформирования коллектива 'Дэд Хедз' не прекратили своей деятельности, поддерживая группы бывших участников 'Грейтфул Дэд'.

'Грейтфул Дэд' - одни из главных представителей психоделического рока. Эта музыка в большой степени определяется галлюциногенным опытом, который отражается либо в текстах, либо в музыке, либо и в том, и в другом. Отличие 'Грейтфул Дэд' от других групп психоделического направления состоит в том, что отправной точкой их творчества был не столько музыкальный авангард и не только электрический блюз, как у большинства коллективов конца 1960-х. Они в своих песнях опирались на традиции американской народной музыки кантри (country).

Феномен группы, однако, не исчерпывается музыкальной стороной их творчества. Их всегда окружала особая атмосфера, сохраняемая и поддерживаемая и музыкантами, и их поклонниками. Став в конце 1960-х наряду с Джими Хендриксом, 'Джефферсон Эйрплейн' (Jefferson Airplane), 'Лав' (Love), 'Пинк Флойд' ведущими участниками яркого психоделического движения, эры хиппи, они перенесли ценности того времени и в последующие десятилетия, при том, что в начале 1970-х многие другие крупные группы этого движения распались или отказались от прежних идей. 'Грейтфул Дэд' остались практически единственными, сохранившими дух того времени, и они стали символами той свободной эпохи. Несмотря на довольно зловещее название и атрибутику, музыка и репутация группы была весьма мягкой и позитивной.

Ядро группы оформилось в 1964, когда Джерри Гарсиа, МакКернан и Уир собрались вместе в коллективе 'Мазер МакКри Аптаун Джаг Чемпионз' (Mother McCrees's Uptown Jug Champions), игравшем традиционную американскую музыку: фолк и кантри. Гарсия с юности увлекался кантри-музыкой, в частности стилем блюграсс (bluegrass), что отчетливо проявилось как в музыке 'Грейтфул Дэд', так и еще ярче - в его сольных проектах.

Некоторое время спустя, под влиянием МакКернана, группа изменила свое направление и стала играть электрический блюз. Под названием 'Зе Уорлокс' (The Warlocks) они стали известны как постоянная команда 'мерри прэнкстерз' (merry pranksters/'веселых проказников'), сообщества, которое возглавлял знаменитый писатель Кен Кизи (Ken Kesey), автор романа "Пролетая над гнездом кукушки". Они проповедовали свободный образ жизни и эксперименты с психоделическими наркотиками, в частности, с еще незапрещенным тогда ЛСД.

В 1965 они взяли новое название 'Грейтфул Дэд'/'Благодарный Мертвец' (по одноименной народной песне, рассказывающей о похоронах бедняка). К тому времени группа имела немалую популярность, которая продолжала расти. Главным элементом выступлений была импровизация: любая песня превращалась в монументальную психоделическую картину благодаря длительным и изобретательным соло Гарсия, Уира и остальных участников.

Эффект, производимый музыкой, усиливался применением сложной светоаппаратуры, которую специально для группы собрал ученый-экспериментатор Стэнли Оусли (Stanley Awsley). Именно живые выступления были главным средством взаимодействия музыкантов со слушателями, и даже многочисленные концертные альбомы 'Грейтфул Дэд' не могут в полной мере передать атмосферу этих выступлений, которые могли длиться до 5 часов и более и являлись не только музыкальным представлением, но и особым ритуалом для поклонников.

Студийные альбомы группы содержали сжатые версии песен, поэтому они были более коммерчески успешными. В 1967 вышел первый альбом, названный просто "Грейтфул Дэд", состоявший преимущественно из коротких ритм-н-блюзовых номеров. За ним последовали "Гимн Солнца" (Anthem of the Sun) (1968) и "Аоксомоксоа" (Aoxomoxoa, 1969) - альбомы с отчетливо выраженным психоделическим звучанием, выдвинувшие 'Грейтфул Дэд' в первый ряд групп американского эйсид-рока (acid-rock, 'кислотный рок' - широко распространенный в 1960-е термин, обозначавший музыку, которая ассоциировалась с ЛСД).

В 1970 группа выпустила два альбома в ином ключе. Полуакустические, содержащие практически чистый кантри и фолк-рок, эти диски ("Рабочий человек мертв" (Workingman's Dead) и "Американская Красота" (American Beauty) являются одними из лучших и популярных в истории группы. Они содержат такие классические номера, как "Оркестр дяди Джона" (Uncle John's Band), "Кейси Джонс" (Casey Jones), "Рябь" (Ripple) - своего рода гимн поклонников группы), "Приятель дьявола" (Friend of the Devil), "Путешествуя на автобусе" (Truckin') и др.

Другие удачные студийные диски группы - "Блюз для Аллаха" (Blues for Allah, 1975), тяготеющий к джазу, "Станция водных автомобилей" (Terrapin Station, 1977) и альбом 1987 "В темноте" (In the Dark), выпущенный после многолетнего перерыва и коммерчески успешный сингл "Мазок серой краски" (Touch of Grey).

Среди концертных записей выделяются альбомы: "Живые мертвецы" (Live Dead, 1970), содержащий одну из самых известных их композиций - "Темная звезда "(Dark Star), тройной диск "Европа-72" (Europe'72), "Из отеля 'Марс'" (From the Mars Hotel, 1974), "Расплата" (Reckoning, 1981 - акустический концерт).

Многочисленные записи продолжают выходить и после распада группы в 1995. Музыканты официально разрешили слушателям свободно делать записи во время концертов, продемонстрировав тем самым свое уважение к слушателям и пренебрежение к законам шоу-бизнеса.

'Грейтфул Дэд' неоднократно давали благотворительные концерты, самым эффектным из которых стало выступление у подножия пирамид во время лунного затмения в поддержку Египетского Департамента Древностей в 1978

На протяжении всей истории ядром группы оставались Джерри Гарсиа, лидер и главный идеолог, Боб Уир и Фил Леш. В 1973 от желудочного кровотечения умер один из основателей коллектива - Рон 'Пигпен' МакКернан, а занявший место клавшиника Кит Годшо (Keith Godchaux), который привел в группу и свою жену - на бэк-вокал, погиб в дорожной аварии в 1980. Следующий клавишник группы - Брент Мидленд (Brent Mydland) скончался в 1990-м от сверхдозы наркотиков. В августе 1995 смерть Джерри Гарсия подвела финальную черту в истории 'Грейтфул Дэд'.

Оставшиеся в живых музыканты 'Грейтфул Дэд' занимаются сольной деятельностью и периодически выступают вместе под названием 'Другие' (The Other Ones). Собственные проекты у участников группы появились еще в 1970-х, особенную активность проявлял Джерри Гарсия, сотрудничавший с разными музыкантами, в том числе с кантри-музыкантами. Он был также известен как художник; а некоторые его рисунки были положены в основу дизайнерской линии галстуков, появившейся в 1980-х.

Группа Боба Уира называется 'Рэт дог' (Rat Dog (Собака-крыса)), собственные коллективы есть у Леша, перкуссиониста Мики Харта (Mickey Hart) и других музыкантов.

© БиоЗвёзд.Ру