Главная Статьи Войти О сайте

Григорий Герман

Григорий Герман

Летчик истребитель

Имя: Григорий
Фамилия: Герман
Дата рождения: 25.02.1917
Гражданство: Украина



Родился 25 Февраля 1917 года в городе Житомир, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал секретарём комсомольской организации Винницкого областного транстреста. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил 9-ю Одесскую военную авиационную школу летчиков им. Полины Осипенко.

С Июня 1941 года в действующей армии. К Сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Лейтенант Г. И. Герман совершил 209 боевых вылетов, в 37 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны служил в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Подполковник Г. И. Герман - в запасе. Последние годы жил в городе Щёлково Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.

* * *

Григорий Иванович Герман - один из лучших асов 42-го истребительного авиационного полка, большую часть своего боевого пути прошёл в составе 240-й истребительной авиационной дивизии, под командованием известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза, будущего Маршала авиации Георгия Васильевича Зимина. Воспоминания этого человека, взятые из его книги "Истребители", и составят основу рассказа о лётчике Григории Германе:

Летом и осенью 1943 года, в период подготовки и проведения Ельнино - Дорогобужской операции, части 240-й истребительной авиационной дивизии вели упорные бои за Смоленск, прикрывая наступающие войска в районе Духовщины. При этом, наиболее ожесточённые бои происходили на первом этапе наступления наших войск - в конце Августа и в первой половине Сентября. Авиация врага стремилась остановить наши войска, нанося беспрерывные массированные удары по боевым порядкам наземных частей. И вся тяжесть борьбы в воздухе легла на истребителей 240-й дивизии. В те дни особенно отличился заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиаполка Лейтенант Г. И. Герман. С 25 по 30 Августа он совершил 7 боевых вылетов и сбил 5 вражеских самолётов. Некоторые из тех воздушных боёв, которые провели тогда наши лётчики, дают довольно полное представление о том, какая напряжённая борьба шла в воздухе.

4 Сентября 1943 года на отражение налёта вражеских бомбардировщиков вылетела восьмёрка Як-9 из 42-го авиаполка. Вёл группу Лейтенант С. М. Бражнец. Немцев они встретили на подходе к Духовщине. На высотах от 2000 до 3000 метров к линии фронта приближалось до 20 немецких бомбардировщиков разных типов. Там были Ju-88, Не-111 и Do-215. Истребители разделились на две группы: одно звено возглавил Сергей Бражнец, другое - Григорий Герман. Так как немецких истребителей поблизости не оказалось, оба звена одновременно атаковали бомбардировщиков врага.

Боевой порядок противника был нарушен. Развернувшись, и даже не сбросив бомбы, они рассыпались по звеньям и попытались уйти в сторону Смоленска. Но не тут то было...

В считанные минуты С. М. Бражнец сбил ведущего звена Ju-88, а его напарник А. С. Королёв - правого ведомого. В то же время Григорий Герман, надёжно прикрытый И. Г. Чалмеевым, дважды атаковал звено Do-215 и при каждой попытке сбивал по одному самолёту. В результате в течение нескольких минут группа была рассеяна, бомбометание сорвано, два "Юнкерса" и два "Дорнье" сбиты. Наши пилоты потерь не имели.

15 Сентября 1943 года лётчики 42-го ИАП провели успешный воздушный бой с пилотами известной немецкий истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" - "Зелёное сердце". В схватке с Як-9 были сбиты и погибли два немецких лётчика: унтерофицер Ханс Груберт ( имевший 35 побед ) и унтерофицер Йоахим Груберт ( 4 победы ), братья - близнецы. По одному FW-190А-5 уничтожили Лейтенанты Г. И. Герман и С. М. Бражнец.

В середине Сентября 1943 года в разгар боёв на Калининский фронт прибыл Командующий ВВС Красной Армии Маршал авиации А. А. Новиков. В один из дней его прибывания на командном пункте 240-й дивизии, воздушные разведчики передали по радио, что с аэродрома Шаталово взлетела группа вражеских бомбардировщиков - до 50 машин. Вскоре эти данные подтвердил расчёт радиолокационной станции.

В воздух поднялось 6 эскадрилий. На высоте 2500 - 3000 метров и практически над КП дивизии истребители завязали бой. Горели, падая, немецкие бомбардировщики. Один наш лётчик на глазах у всех присутствующих сбил подряд 2 из них. Зрелище было впечатляющее.

Всего в этом налёте противник потерял 7 самолётов. Само собой разумеется, бомбардировка была сорвана, группа - рассеяна.

А. А. Новиков приказал уточнить фамилию лётчика, сбившего 2 самолёта. Им оказался Лейтенант Григорий Герман - заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиаполка.

Буквально через несколько дней, 28 Сентября 1943 года, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым звание Героя Советского Союза было присвоено Григорию Ивановичу Герману и Георгию Васильевичу Зимину ( командиру 240-й истребительной авиадивизии ).

...7 Октября 1943 года противник предпринял отчаянные попытки остановить наступление наших войск в районе Невеля и ввёл в бой все свои резервы. Обстановка в воздухе стала труднейшей. В те дни во фронтовой газете был помещён материал "Герой - истребитель Григорий Герман", подробно описывавший несколько боёв с его участием. К слову сказать, после того Сентябрьского боя, в котором он на глазах Маршала авиации А. А. Новикова вогнал в землю 2 бомбардировщика, на следующий же день Григорий Герман сбил ещё 2 "Юнкерса" и 1 "Фокке р". А всего осенью 1943 года на личном счету заместителя командира эскадрильи уже числилась 21 уничтоженная машина врага.

Свои последние победы Григорий Герман одержал в небе Восточной Пруссии. В Октябре 1944 года лётчики 240-й истребительной авиадивизии работали как обычно - с большим напряжением. Они прикрывали войска нашей 11-й Гвардейской армии, которая вела бои за опорный пункт Кибартай, железнодорожную станцию и приграничный город Эйдткунен. Другие части, тем временем, прорвали вторую полосу обороны и перерезали участки железной дороги Шталлупенен - Гольдап.

В те дни каждый лётчик совершал, как правило по 3 - 4 боевых вылета. Только в воздушных боях 18 Октября 1944 года лётчики 1-й Воздушной армии сбили 24 вражеских самолёта. Отличился и Герой Советского Союза Капитан Григорий Герман, который вместе с ведомым Младшим лейтенантом А. А. Соловьёвым вылетел на свободную охоту, провёл воздушный бой и сбил 2 FW-190...

© БиоЗвёзд.Ру