Главная Войти О сайте

Гёта Люнгберг

Гёта Люнгберг

Шведская оперная певица (сопрано)

Гёта Люнгберг родилась 4 октября 1898-го в Сундсвалле (Sundsvall) и училась у известного педагога по вокалу Гиллиса Братта (Gillis Bratt). Она брала дополнительные уроки в Милане (Milan) и Берлине (Berlin), занимаясь с несколькими преподавателями, в том числе с мадам Шарль Кайе (Charles Cahier).

Гёта дебютировала в образе Гутруны в опере Рихарда Вагнера (Richard Wagner) 'Гибель богов' ('Götterdämmerung') в Стокгольмской опере (Stockholm Opera), где и оставалась до своего досрочного ухода на пенсию в 1937-м. В последующие годы Люнгберг часто выступала на одной сцене вместе с Юсси Бьёрлингом (Jussi Björling). Она также работала с Берлинской государственной оперой (Berlin State Opera), где не только преуспела с вагнеровским репертуаром, но и сыграла такие роли, как Тоска, Сантуцца и Электра.

Люнгберг не обошла стороной оперетты и мюзиклы, в том числе 'Три мушкетера' ('Die drei Muskettiere') Ральфа Бенацки (Ralph Benatzky). Ее незабываемый дебют с партиями Зиглинды в Ковент-Гардене (Covent Garden) состоялся в 1924-м, когда вместе с сопранисткой пели Гертруда Каппель (Gertrude Kappel), Жак Урлус (Jacques Urlus) и Фридрих Шорр (Friedrich Schorr), в то время как дирижировал Бруно Вальтер (Bruno Walter). Позже Люнгберг вновь вышла на сцену Ковент-Гардена – в роли Саломеи (ее самый большой успех), Кундри, Тоски, Елизаветы и в главной роли в опере Гуссенса (Goossens) 'Юдифь' ('Judith'). Роль в 'Юдифи' Люнгберг начала играть в 1929-м, однако этот образ не подошел певице, и опера была показана всего дважды.

Люнгберг работала по контракту с Метрополитен-Опера с 1932-го по 1935-й, где играла вагнеровские роли, а также в очередной раз покорила публику в образе Саломеи. Она перевоплотилась в леди Мериголд Сэндис в 'Веселой горе' ('Merry Mount') Хансона (Hanson), играя в команде с выдающимся баритоном Лоуренсом Тиббеттом (Lawrence Tibbett), Глэдис Суортхаут (Gladys Swarthout) и Эдвардом Джонсоном (Edward Johnson). Одни из наиболее удавшихся выступлений за время сотрудничества с Метрополитен-Опера – это, конечно же, созданные ей образы Изольды и Брунгильды.

К несчастью, со временем голос Гёты начал терять свое прежнее совершенство, и серьезные проблемы с вокалом вынудили певицу выйти на пенсию в 1937-м. Она поселилась в Америке, где преподавала в Нью-Йоркском музыкальном колледже (New York College of Music). Люнгберг умерла 28 июня 1955-го.

Ее голосу, возможно, недоставал о некоторой теплоты, однако Люнгберг притягивала слушателя своей сильной личностью и великолепно исполняла доверенные ей партии, по крайней мере, выше среднего уровня. В роли Саломеи с ней могли сравниться разве что Люба Велич (Ljuba Welitsch), Марджори Лоуренс (Marjorie Lawrence) и Мария Чеботари (Maria Cebotari).

В 1929-м Гёта записала финальные партии Саломеи. Это блестящее выступление было названо 'тем, чего стоит ожидать от таких исполнителей', как Люнгберг. Через два года певица приняла участие в записи III акта оперы 'Тристан и Изольда' ('Tristan und Isolde'). Один критик утверждал, что '(ее) голос хорош, но здесь не настолько, как в некоторых других ее записях'. Герман Клейн (Hermann Klein), однако, проявил больший энтузиазм, отзываясь об этой работе Люнгберг: 'Ни по важности стиля исполнения, ни по красоте голоса или чистоте и широте фразировки – никто не идет ни в какое в сравнение с Гётой Люнгберг в роли Изольды'.

© БиоЗвёзд.Ру