Главная Войти О сайте

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе

французский живописец

Он вообще не отличался застенчивостью, этот Гюстав Курбе, сын земледельца, дерзкий самоучка, явившийся в Париж, которому только спустя полвека предстояло стать обителью независимых художников, – тогда столица Франции была цитаделью академического искусства. Курбе не стал её штурмовать. Он не замечал крепостных стен, самодовольных башен, глубоких рвов, заполненных клеветой, – он работал.

Но его заметили. Его нельзя было не заметить.

– Этот человек переходит все допустимые границы, обрушиваясь в "Похоронах в Орнане" на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лицо, да так, что невозможно уклониться. Подумайте только – двадцать метров густо записанного полотна, пятьдесят пьяных рож, гигантизм безобразия!

– Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми, – пожал плечами художник.

– Курбе не художник, а чистильщик сапог, – припечатал мастера модный критик. – Социалист!

– Не только социалист, но и демократ и республиканец, сторонник любой революции, то есть искренний друг подлинной правды, – с издевательским смирением ответил Курбе.

Он сказал это не ко времени: Вторая республика пала, возникла Вторая империя. Новый император, назвавший себя Наполеоном III, ударил хлыстом "Купальщиц" Курбе, выставленных в Салоне, а романтик Проспер Мериме, бедняга, растерянно заявил, что вид столь вульгарной плоти полностью отвращает его от любви.

Именно эта картина подарила художнику друга: меценат из Монпелье Альфред Брюйа не только купил "Купальщиц" – он почувствовал в Курбе человека, близкого ему по духу.

Впоследствии он напишет:

"Люди, умеющие чувствовать и любить в этом мире, так одиноки, что мы не могли разминуться".

Они не разминулись. В 1854-м Гюстав Курбе закончил картину "Встреча" – по дороге в Сет близ Монпелье художник встречает Альфреда Брюйа и его слугу. Полотно позже назвали "Bonjour, monsieur Courbet", а поэт-современник написал стихи:

Идёт Курбе. Прохожий, обернись!

Курбе... высокий лоб... венец незримый.

Не сетуй, что учитель смотрит мимо,

Он смотрит вдаль, Он смотрит ввысь.

В картине есть одна странность, и, если она ускользнула от вас при репродуцировании, сканировании, изготовлении тиража, я скажу вам о ней, но позже.

В окружении императора нашлись люди, оценившие мощь художника и его авторитет в обществе. Таких людей власть всегда желает прибрать к рукам, а если не выйдет, растоптать, даже из памяти вытравить. С Курбе пробовали и то, и это – бесполезно. Его не купить. Угроз он не боится. Забвение его не страшит. С ним ученики.

Заповеди мастера просты и категоричны:

– Не делай то, что делаю я.

– Не делай то, что делают другие.

– Если сделаешь то, что некогда делал Рафаэль, тебя ждёт ничто – самоубийство.

– Делай то, что видишь, что чувствуешь, что захочешь.

Сам он работал неистово, с сумасшедшей быстротой и завораживающим весельем. Тем временем Наполеон III ввязался в "маленькую победоносную войну", которая смела и его, и империю. Франция опять назвала себя Республикой. Враг по-прежнему у ворот Парижа, но Республика восторженно крушит имперские памятники, переименовывает улицы, издаёт декреты. 800 художников требуют, чтобы Курбе возглавил Комиссию изящных искусств. Комиссия под его председательством принимает решение о демонтаже Вандомской колонны как не имеющей художественной ценности и прославляющей имперскую политику завоеваний.

Колонну не демонтировали. Её с энтузиазмом разрушили. Это произошло уже при Парижской Коммуне – в те 72 дня, которые обнаружили, что реалист Курбе – неисправимый романтик.

Сегодня принято считать капитализм столбовой дорогой человечества, и всякие революции и коммуны, прошлые и будущие, оцениваются если не насмешливо, то враждебно. Но мечтать о равенстве будут всегда, и никогда не переведутся зачинатели революций. Деятельное участие в Парижской Коммуне для Курбе неизбежно следовало из принципов его творчества. Он, правда, не мог даже вообразить, что вслед за Вандомской колонной руки коммунаров потянутся к музеям и частным коллекциям – чтобы уничтожить, превратить в прах всё, что напоминает о прошлом.

В картине "Встреча" ни Альфред Брюйа, ни его слуга не отбрасывают на землю теней. Тень ложится на землю только от самого Курбе, словно только ему дано преграждать дорогу солнечным лучам.

С солнцем у художника получилось. Но у него недостало сил справиться с тьмой. Когда Курбе понял это, жизнь потеряла смысл.

© БиоЗвёзд.Ру