Главная Войти О сайте

Итало Таджо

Итало Таджо

Итальянский оперный певец, бас
Родился Таджо в Пинероло, Пьемонт (Pinerolo, Piedmont). Пению и игре на скрипке он учился в Музыкальной консерватории Турина (Music Conservatory of Turin). На сцене Таджо дебютировал в 1935-м, в роли Фафнира (Fafner) из 'Золото Рейна' ('Das Rheingold'); дирижировал этой постановкой Фриц Буш (Fritz Busch). Именно Буш пригласил Итало в Глайндборн (Glyndebourne), где певец устроился работать в местном хоре, параллельно исполняя различные роли второго плана.

В 1939-м Таджо вернулся в Италию; там ему удалось получить место в Римской опере (Rome Opera); именно там Итало в 1942-м получил роль в итальянской премьере 'Воццек' ('Wozzeck') Альбана Берга (Alban Berg). В 1940-м Итало устроился еще в миланский театр Ла Скала (Teatro alla Scala); до 1956-го он выступал там довольно регулярно. В 1942-м Таджо получил роль Лепорелло (Leporello) в 'Дон Жуан' ('Don Giovanni ') на ежегодном музыкальном фестивале 'Флорентийский музыкальный май'. Интересно, что к роли Лепорелло Итало в будущем предстоит вернуться еще не раз и не два.

После завершения Второй мировой войны Итало довольно быстро вышел на международный уровень. После дебютов в Париже (Paris), Лондон (London), Эдинбурге (Edinburgh) и Буэнос-Айресе (Buenos Aires), в 1947-м Таджо добрался до сцены Лирической оперы Чикаго (Lyric Opera of Chicago). В следующем году Итало выступил в Оперном театре Сан-Франциско (San Francisco Opera) и театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera, New York). Среди наиболее удачных его ролей того периода были Фигаро (Figaro) и дон Базилио (Don Basilio), дон Паскуале (Don Pasquale) и Джанни Скикки (Gianni Schicchi).

Несмотря на то, что Итало в целом специализировался на комических ролях, доставались ему и более серьезные персонажи – вроде Бориса Годунова Мусоргского или Аттилы и Банко Верди (Guiseppe Verdi). Довелось Таджо и самому создать несколько образов – Самуила (Samuel) из 'Давид' ('David') Дариуса Мийо (Darius Milhaud) и целую плеяду героев произведений Берио (Berio), Луальди (Lualdi), Малипьеро (Malipiero) и Ноно (Nono). В 1954-м, во флоренцийском Teatro Comunale Итало сыграл в первой в стране постановке 'Война и мир' Прокофьева; ему достались сразу две партии – граф Ростов и фельдмаршал Кутузов.

В 1966-м Таджо начал преподавать в Университете Цинциннати (University of Cincinnati); во многом благодаря его заслугам там появилась достойная оперная мастерская. Несмотря на уже довольно солидный возраст, Итало продолжать петь – в основном характерные роли, вроде Геронта (Geronte), Бенуа (Benoit), Альциндора (Alcindoro) и Ризничьего (Sacristan). Последний раз на сцену Таджо вышел в 1991-м.

Несколько раз выступления Итало записывались на искусственные носители; одной из самых известных его работ стала партия в 'Риголетто' ('Rigoletto') 1950-го – вместе с Леонардом Уорреном (Leonard Warren), Эрной Бергер (Erna Berger) и Жаном Пирсом (Jan Peerce); дирижировал этой постановкой Ренато Челлини (Renato Cellini). Известны также созданные при участии Итало записи 'Женитьба Фигаро' (The Marriage of Figaro) и 'Дон Жуан'; нередко трансляции постановок с Таджо выходили и в прямой эфир – в частности, успехом пользовались 'Макбет' с Марией Каллас (Maria Callas).

Скончался Итало Таджо в Цинциннати, штат Огайо (Cincinnati, Ohio); на момент смерти ему было 77 лет.

© БиоЗвёзд.Ру