Главная Статьи Войти О сайте

Иван Кобылецкий

Иван Кобылецкий

Летчик истребитель

Имя: Иван
Фамилия: Кобылецкий
Дата рождения: 10.08.1916
Гражданство: Украина

Родился 10 Августа 1916 года в городе Бирзула, ныне город Котовск Одесской области, в семье рабочего. В 1930 - 1938 годах жил в Оренбурге. Окончил 7 классов средней школы в Котовске и школу ФЗУ в Оренбурге. Работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза на станции Оренбург. В 1936 году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1938 году. Участвовал в национально - освободительной войне китайского народа против японских захватчиков.

С начала Великой Отечественной войны сражался в составе 8-й, 16-й Воздушных армий. Воевал на Юго - Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Отличился в период боёв за Сталинград. Принимал участие в обороне Киева, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Был тяжело ранен.

К Февралю 1945 года заместитель командира 53-го Гвардейского истребительного Сталинградского ордена Ленина авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Майор И. И. Кобылецкий произвёл 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 9 самолётов противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С Сентября 1948 года Гвардии Подполковник И. И. Кобылецкий - в отставке по болезни. Жил в Киеве. Работал слесарем - лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Июля 1986 года.

* * *

В 1938 году, после окончания лётной школы, Иван Кобылецкий в числе других советских авиаторов - добровольцев был направлен в Китай, народ которого вёл в ту пору борьбу с японским милитаризмом. Именно там молодой пилот получил боевое крещение и закалку под руководством опытных командиров, прошедших войну в республиканской Испании.

Начало Великой Отечественной войны И. И. Кобылецкий встретил на юго - западе страны. За сравнительно короткое время он совершил несколько десятков боевых вылетов. Только на Киевском направлении и непосредственно в районе Украинской столицы смелый, находчивый лётчик 50 раз водил свою крылатую машину на разведку войск противника.

В воздушных боях - а они были в ту пору весьма ожесточёнными - Кобылецкий сбил 2 неприятельских самолёта лично и 17 совместно со своими однополчанами. За мужество и отвагу он был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красной Звезды.

С Юго - Западного фронта Иван Иванович был направлен под Сталинград. Там Старший лейтенант И. И. Кобылецкий, не жалея своих сил и самой жизни, самоотверженно дрался с врагами и снискал славу незаурядного воздушного бойца. В небе Сталинграда он сбил 5 вражеских самолетов лично и 6 в составе группы.

22 Мая 1942 года Иван Кобылецкий провёл с товарищами блестящий воздушный бой. Тогда он, в составе четвёрки истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил нанести по одному из участков фронта мощный бомбовый удар. Когда появились вражеские самолеты, наши пилоты насчитали 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 против 4 ! Но советских лётчиков такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая атака строя вражеских бомбардировщиков, расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же солдат, бомбардировщики повернули назад.

К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку от своих подопечных, но сами получали удар за ударом. Задымил, снижаясь, один из "Хейнкелей". Взорвался в воздухе "Мессер". Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю... Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли. За этот бой, вся четвёрка наших пилотов - Бенделиани, Костин, Кобылецкий и Бугаев, были награждены орденами Ленина.

16 Августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиаполка ( 220-я истребительная авиадивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Восточный фронт ) Старший лейтенант И. И. Кобылецкий в воздушном бою над своим аэродромом на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. Сам благополучно произвёл посадку.

17 Августа 1942 года в 3 часа 15 минут отважный лётчик вновь поднял свой истребитель в воздух. Это был его 401 боевой вылет...

Задание было таким: сопровождать группу Ил-2 для нанесения бомбово - штурмового удара по переправе, восстановленной противником предыдущей ночью в районе Калача. В случае появления немецких истребителей Кобылецкому и его ведомому следовало принять бой и отвлечь их.

...Сначала появились 8 истребителей Ме-109. Наши лётчики вступили с ними в бой. Кобылецкий сбил 2 неприятельские машины, но врагу удалось поджечь самолёт его ведомого. Когда лётчик выпрыгнул с парашютом, "Мессеры" попытались расстрелять его в воздухе, но Иван не допустил их к нему.

Однако, защищая ведомого, Кобылецкий оторвался от основной группы. Оставшись один, он продолжал вести ожесточённый бой. Но вот осколки снаряда попали в мотор его самолёта и повредили бензосистему. Загорелся двигатель, хотя работал он бесперебойно.

Внизу была территория противника, поэтому о прыжке с парашютом не могло быть и речи. Убедившись, что управление самолётом ещё действует, пилот продолжал вести бой. При этом старался оттягивать неприятеля в сторону наземных войск, к востоку.

Пламя начало обжигать руки и лицо... Сбить пламя маневрированием самолёта не удалось. Пожар перекинулся с мотора на правую плоскость. А вскоре запылала и левая. При таком положении бензобаки могли взорваться в любую минуту. Не дожидаясь этого, Кобылецкий сделал переворот. При выводе из пикирования правой плоскостью зацепил за верхушку высокого дерева, и самолёт качнуло вправо. Выполняя петлю Нестерова, он выбрал момент, когда машина находилась вверх колёсами, оторвал ручку управления от себя, отстегнул ремни и вниз головой вывалился из кабины. Парашют выпустил, когда до земли оставалось не более 500 метров. Шёлковый купол не сразу наполнился воздухом, а когда произошёл аэродинамический хлопок, было уже поздно: момент раскрытия парашюта совпал с ударом о землю...

Старший Лейтенант Кобылецкий, потерявший сознание, пролежал на нейтральной полосе до темноты. Ночью к лётчику сумели пробраться наши танкисты и доставили его в медсанбат. У него были перебиты обе ноги, деформирован позвоночник, сломаны два ребра, обожжены правая нога, руки, шея, лицо, голова... После перевязки Кобылецкого отправили на пристань, чтобы отвезти пароходом по Волге в госпиталь. О том, что произошло потом, вспоминает сам Иван Иванович:

"Примерно через час плавания мы услышали гул самолётов. Появились Ме-109 и стали обстреливать наш параход, подожгли его. Ходячие раненые начали прыгать в воду. А как быть мне, лежачему, да притом в шинах ? Не могу ни сесть, ни встать. И тут я вспоминил, что в моём узелке лежат лезвия безопасной бритвы. Сполз с носилок, развязал узелок, достал лезвия и начал обрезать бинты. Меня обдало пламенем горящего парахода. Тогда упираюсь щекой о стенку и рывком срываю бинты. На руках передвигаюсь по коридору к одной из коют. С трудом влезаю на диван, тянусь к иллюминатору, выжимаюсь на руках, подтягиваюсь вверх, преодолеваю перила и лечу в воду.

Изо всех сил стараюсь как можно дальше отплыть от парахода. Плавал я хорошо. Лёг на спину и стал грести одними руками. Ноги при малейшем движении мучительно болели. Нагнал одного товарища с доской и положил на неё правую ногу. А немецкие самолёты поливали раненых свинцовым огнём. Кое - как добрался до острова. На берегу сидел раненый боец и пытался остановить кровь из правой ноги. Я ему помог: зубами разорвал сорочку, оторвал полоску, завязал ногу и туго скрутил палкой жгут. Через некоторое время за нами на лодке приехала медсестра со стариком лодочником".

Кобылецкий попросил сначала доставить в безопасное место бойца, а затем переправился и сам. Потом был госпиталь, длительное лечение. И вот однажды его навестил Командующий Воздушной армией Генерал Т. Т. Хрюкин. Он поздравил лётчика с присвоением воинского звания Капитан. А вскоре, на имя начальника госпиталя, от него пришла телеграмма, в которой говорилось: "У Вас на излечении находится Капитан Кобылецкий Иван Иванович. Приложите все усилия, его нужно вернуть в строй".

Отважный лётчик вернулся в строй. Но это стоило врачам больших усилий, потребовало огромной выдержки и воли самого Кобылецкого. Наконец, спустя 4 месяца, распахнулись ворота госпиталя. Лётчик вышел прихрамывая. Одна нога на несколько сантиметров была короче другой.

После излечения Капитана И. И. Кобылецкого на год отстранили от лётной работы и направили в санаторий. Уезжая туда, Иван Иванович достал из чемодана выданную ему историю болезни, почитал, подумал. Потом взял и сжёг её - чтобы не было препятствий к возвращению в строй.

В Декабре 1942 года Капитан И. И. Кобылецкий прибыл к новому месту своей службы - он был назначен заместителем командира 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе. На правую педаль управления рулём поворота его самолёта техник сделал деревянную подставку. И снова начались боевые вылеты, воздушные схватки. Кобылецкий, как и прежде, водил в бой группы истребителей и храбро сражался с врагами. В части о нём говорили: "Человек, победивший смерть" и добавляли: "И в воде не утонет, и в огне не сгорит".

Однажды, было это летом 1943 года на Курской Дуге, Гвардии Капитан И. И. Кобылецкий вылетел в составе четвёрки для патрулирования в заданном районе. В момент разворота в сторону солнца, он заметил большую группу вражеских самолётов. Группами по 4 - 6 машин, FW-190 приближались к району Понырей.

Видимо противник рассчитывал неожиданно напасть на наших истребителей, расчистить небо для своих бомбардировщиков. Но "Яки" упредили врага. Со стороны солнца они перешли в атаку на ту группу "Фоккеров", которая несколько приотстала от общего боевого порядка. Снайперской очередью Кобылецкий сбил одного FW-190. Его напарники подожгли второй, который, не долетев до земли, взорвался в воздухе.

Первая группа "Фоккеров" ушла куда - то под облака, а с остальными завязался ожесточённый бой. Победителями вышли из него наши лётчики - потеряв ещё 3 машины, противник пикированием покинул поле боя...

Потом было ещё много других боёв. Так, 17 Июля 1944 года Кобылецкий вылетел во главе 6 истребителей на штурмовку переправы через реку Вислу в районе Демблина. В воздушном бою над переправой он уничтожил 2 самолёта FW-190, разбил переправу и уничтожил до взвода пехоты противника. За 4 дня боёв, с 18 по 22 Июля 1944 года, он сбил 6 самолётов противника FW-190.

В Августе 1944 года Гвардии Майор И. И. Кобылецкий был назначен заместителем командира 53-го Гвардейского истребительного авиаполка, войну закончил в небе Берлина. Всего Иван Иванович Кобылецкий совершил 465 успешных боевых вылетов, участвовал в 95 воздушных боях, в которых сбил 15 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами ( некоторые источники указывают на 26 групповых побед ).

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, отважный воздушный боец был удостоен звания Героя Советского Союза. В его наградном листе, в частности, указывалось:

"На фронте Отечественной войны с Июня 1941 года. За время пребывания на фронте проявил себя мужественным, бесстрашным воздушным бойцом, не знающим страха перед смертью, умеющим побеждать не числом, а умением. Вся боевая работа Гвардии майора Кобылецкого характерна героическими подвигами, всегда сопровождается одержанием побед над воздушным врагом..."

После окончания войны Гвардии Подполковник И. И. Кобылецкий продолжал служить в одном из полков Военно - Воздушных Сил, передавая молодёжи свой богатый боевой опыт. Уволившись из армии по состоянию здоровья, жил и работал в Киеве.

© БиоЗвёзд.Ру