Главная Войти О сайте

Иван Пилипенко

Иван Пилипенко

Командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка

Иван Пилипенко родился 15 Августа 1912 года в небольшом селе Щербиновка Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу в 1929 году. Работал на шахте № 11 - 12, затем - на заводе имени Фрунзе в городе Константиновка. С 1933 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Службу начал на Закавказском фронте, в составе 40-го авиационного полка. Авиация фронта активно поддерживала наземные войска с воздуха, вела воздушные бои, наносила массированные удары по скоплениям вражеских войск.

Однажды в районе Барвенково, слетав на разведку, Иван Пилипенко обнаружил замаскированный аэродром противника. Вернувшись домой, он возглавив группу из нескольких И-16 и штурмовиков Ил-2, вскоре вернулся к вражескому аэродрому. В результате этой штурмовки на земле было уничтожено и повреждено много вражеской техники.

Затем полк участвовал в воздушных схватках на Южном и Северо - Кавказском фронтах. Отличаясь исключительным спокойствием и выдержкой, Иван Пилипенко был дерзок и бесстрашен в бою. Его ведомым некоторое время летал Александр Васильевич Лобанов ( будущий Герой Советского Союза ).

Сотни раз водил Пилипенко лётчиков своей эскадрильи на боевые задания, вступал с врагом в неравные поединки и с победой возвращался на свой аэродром. Так, 26 Мая 1942 года он вылетел во главе 6 И-16 на прикрытие переправы через Северный Донец в районе города Изюма. Во время патрулирования показались 4 девятки бомбардировщиков противника в сопровождении 30 истребителей. Пилипенко первым ринулся в атаку и сбил 2 вражеских самолёта. В другом бою, 22 Июля 1942 года, 8 наших истребителей под его командованием, прикрывая переправу наших войск под Ростовом, вступили в бой с 14 Ме-109. В напряжённом бою враг потерял 6 самолётов. Наша группа потерь не имела.

В Августе и Сентябре 1942 года бронированные колонны противника настойчиво рвались к грозненской нефти. На перевалах и горных дорогах день и ночь не утихали ожесточённые бои. Воины Закавказского фронта стойко защищали каждую пядь родной земли. Лётчикам приходилось иногда в день делать 5 - 6 вылетов на штурмовку вражеских войск, аэродромов, баз, переправ.

Благодаря активной поддержке авиации нашим наземным войскам удалось на склонах Кавказского хребта окончательно остановить наступление противника. Роль авиации в условиях Кавказа приобрела особое значение, так как на высокогорных участках фронта наземные войска не могли применить танки, тяжёлую артиллерию. Их с успехом заменяла авиация. К тому же устаревшие, малоскоростные, но высокоманевренные самолёты - истребители И-16 и И-153, находившиеся на вооружении 4-й Воздушной армии, были незаменимы в горных условиях. Обладая отменным маневром, они буквально выкуривали противника из лощин и ущелий. Они же оказались исключительно эффективным средством для штурмовых ударов по мотомехчастям и аэродромам противника.

К Сентябрю 1942 года командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт ) Капитан И. М. Пилипенко совершил 470 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 10 и в группе 28 самолётов врага. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Но дожить до этого дня ему не довелось...

В станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарской АССР, на северной окраине которой фашисты построили крупный аэродром, наша воздушная разведка обнаружила более 30 вражеских самолётов.

Командование 4-й Воздушной армии решило нанести ряд штурмовых ударов по скоплению авиации противника. Один из них - по аэродрому Солдатская - было приказано произвести лётчикам 40-го истребительного авиационного полка.

2 Октября 1942 года группа истребителей в составе 6 И-153 и 15 И-16 во главе с Капитаном И. Пилипенко совершила внезапный налёт на аэродром Солдатская.

При подходе к цели ведущий заметил, как от земли отрываются две точки. В паре со своим ведомым - лётчиком Додоновым - он кинулся на них. С первой же атаки оба Ме-109 были сбиты. Попытавшаяся взлететь вторая пара вражеских самолётов столкнулась на взлёте и рухнула на землю. Проштурмовав аэродром, Пилипенко зажёг 2 истребителя Me-109 на земле.

Число горящих фашистских самолётов на лётном поле под штурмовыми ударами лётчиков Пилипенко непрерывно увеличивалось. Противник, не имея возможности поднять в воздух свои истребители, вызвал подкрепление с соседнего аэродрома. Вскоре около 20 "Мессеров" атаковали наши "Ишачки", завязалась ожесточённая схватка.

Быстро определив ведущего вражеской группы Пилипенко устремился ему навстречу. Немецкий лётчик принял вызов и пошёл в лобовую на наш И-16. Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но... немец не отвернул. Раздался сильный взрыв, разнесший оба истребителя на куски. Потрясённый гибелью своего командира противник ослабил натиск, чем и воспользовались наши лётчики, сбив ещё несколько машин.

В результате этого налёта на земле было уничтожено 24 вражеских самолёта, ещё несколько - в воздухе. Однако, и наши потери оказались немалыми - только 40-й авиаполк потерял 4 машины ( все наши лётчики погибли ). Одним из участников этой схватки был молодой пилот Георгий Гордеевич Голубев, будущий Герой Советского Союза, один из последних ведомых Александра Покрышкина, довольно подробно описавший этот эпизод в своей книге "В паре с Сотым".

Ночью жительницы станицы, члены колхоза "Заветы Ленина" Анна Сушко, Татьяна Горожанкина и Екатерина Марченко пробрались к обломкам самолёта Пилипенко и похоронили останки лётчика.

К моменту гибели Иван Маркович с овершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с товарищами, ещё 3 самолёта уничтожил на земле. Все победы были одержаны им на истребителе И-16. Штурмовыми действиями он уничтожил около 180 автомашин с пехотой и грузами, свыше 30 орудий. 13 Декабря 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), медалями.

После освобождения станицы Солдатской в Январе 1943 года Ивану Марковичу Пилипенко был поставлен памятник. Приказом Военного совета фронта патриотки А. Сушко, Т. Горожанкина и Е. Марченко были награждены медалью "За отвагу".

Именем Героя названы центральная улица в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарии, улица в городе Дзержинске, а также Дзержинская 8-летняя школа, где он учился. На стене дома, в котором он родился, установлена мемориальная доска.

© БиоЗвёзд.Ру