Главная Войти О сайте

Карел Рейс

Карел Рейс

Британский кинорежиссер чехословацкого происхождения
Дата рождения: 21.07.1926
Гражданство: Великобритания
Карел Рейс родился 21 июля 1926 года в чешском городе Острава. Его родители были евреями, и когда представилась возможность отправить сына в Англию, они не колебались ни минуты. Двенадцатилетний мальчик отправился в Великобританию вместе с сотнями других еврейских ребятишек, которых молодой британский брокер Николас Уинтон практически в одиночку вывез из Чехословакии перед началом Второй мировой войны и тем самым спас им жизнь. В Англии этих детей, и Карела Рейса в том числе, ждали приемные семьи и новая жизнь. Родители Карела остались дома и погибли в Освенциме перед концом войны. Окончив квакерскую школу Лейтон-Парк в Рединге, Рейс отправился на службу в Королевские военно-воздушные силы Великобритании и стал летчиком-истребителем в одном из чешских эскадронов. После конца войны Карел изучал химию в Кембридже, а потом два года учился в Лондоне.

Его увлечение кинематографом привело Рейса в журналы, посвященные кино, для которых он писал обзоры и критические статьи. В 1952-м он стал одним из основателей журнала о кино 'Sequence', спустя год выпустил книгу 'Техника киномонтажа' - не столько учебник, сколько хвалебную песнь выразительным возможностям монтажа на основе анализа классических фильмов британского кинематографа. В середине 50-х Карел Рейс стал одной из главных движущих сил 'новой волны' британского кино, которая объединяла молодых кинорежиссеров, стремящихся сломать привычные зрителю рамки. Рейс – один из основателей движения 'Свободное кино', участники которого снимали документальные фильмы, лишенные каких бы то ни было пропагандистских моментов. В 1955-м вышел короткометражный документальный фильм 'Мамочка не разрешит' (Momma Don't Allow) в соавторстве с Тони Ричардсоном – яркая, социально направленная зарисовка о жизни джаз-клуба в северном районе Лондона. В 1957-м вышел 'Каждый день, кроме Рождества' (Every Day Except Christmas) о рынке Ковент-Гарден; еще через два года - 'Мы - парни из Ламбета' (We Are the Lambeth Boys) – поэтическое описание жизни молодежи из одного лондонского клуба.

Дебют Рейса в качестве режиссера игрового кино состоялся в 1960-м, когда он снял романтическую драму 'В субботу вечером, в воскресенье утром' (Saturday Night and Sunday Morning) по роману Алана Силлитоу. Фильм с небольшим бюджетом, без звезд в актерском составе, сюжет которого рассказывал о парне из рабочего класса, любителе выпить и затащить в койку очередную женщину, оказался неожиданно популярным и совершенно новым для британского кино. Сюрпризом для публики стала современная адаптация психологического триллера 30-х годов 'Ночь должна наступить' (Night Must Fall) в 1964-м. Рейс создал эмоционально холодный фильм о психопате в виртуозном исполнении Альберта Финни.

Самым крупным коммерческим успехом Карела Рейса стала киноверсия романа Джона Фаулза 'Женщина французского лейтенанта', снятая в 1981-м. На роль женщины, вступившей в противоречие с жесткой викторианской моралью, режиссер пригласил Мерил Стрип и не прогадал – зрители по достоинству оценили страстный дуэт молодой актрисы и Джереми Айронса, а фильм получил пять номинаций на 'Оскар'.

В последние годы Карел Рейс отказался от кино и полностью посвятил себя театральной сцене, где его постановки по пьесам Ибсена, Реттигана и Пинтера пользовались большим успехом.

Карел Рейс был дважды женат. Он развелся с Джулией Коппард, которая родила ему трех сыновей, и в 1963-м женился на американской актрисе Бэтси Брел, бывшей жене Джина Келли. Бэтси оставалась с ним до конца жизни.

Карел Рейс умер 25 ноября 2002 года, в возрасте 76 лет, в Лондоне.

© БиоЗвёзд.Ру