Главная Войти О сайте

Кэйдзо Хино

Кэйдзо Хино

Японский писатель - сюрреалист

Родился в Токио. Детство провёл в оккупированной Японией Корее в Сеуле, куда переехал из Токио вместе с направленным по службе отцом. После окончания войны и репатриации вернулся на родину отца, в Фукуяму (преф. Хиросима). В школе изучал русский язык. Переехав в Токио, поступил на филологический факультет Токийского университета (отделение социологии). В конце 1940-х пережил сильное увлечения литературой писателей послевоенной группы (Нома, Сиина, Хания), знакомство с работами которых стимулировало его собственные первые литературные опыты. После окончания университета в 1952 году начал работать журналистом в международном отделе газеты «Ёмиури». В качестве специального корреспондента работал в Сайгоне во время вьетнамской войны и в Сеуле во время корейской войны. В те же годы сблизился с Такэси Кайко, также освещавшим события из этих горячих точек. В 1966 году выпустил сборник «Вьетнамские репортажи».

Творческий путь начинал как литературный критик. Как писатель дебютировал с рассказом «По ту сторону» (1966). В 1970 году в журнале «Бунгакукай» был напечатан рассказ «Безвозвратно ушедшее лето» (1970, номинация на премию Акутагавы). За повесть «Дом в мире сансары» (1974), написанную по мотивам военного опыта и истории отношений с супругой-кореянкой, был удостоен премии Хирабаяси. Критиками произведение было воспринято несколько односторонне как сисёсэцу, то есть в данном случае описание повседневности перипетий семейной жизни, в то время как амбиции автора были устремлены к её трансценденции. Широкая известность к Хино пришла с новеллой «На закате» (1975, премия Акутагавы).

Начало 1980-х ознаменовало решительное обращение писателя к повествованию сюрреалистического толка, мотивы которого, впрочем, были заметны уже и в ранних работах. В такой манере написаны центральные для его творчества «Объятия» (1982, премия Идзуми), «Остров во сне» (1985, премия Министерства образования Японии), «Плывущая дюна» (1986, премия Танидзаки). Последнее из этих произведений и его образная система стали во многом программными для Хино, остро отреагировавшего на изменения в жизненном укладе, обусловленного ускоренными темпами урбанизации и массовой индивидуализации социума. Атомарность существования современного человека была выражена им метафорой песка.

Во второй половине 1980-х Хино написал целую серию произведений, разрабатывающих тему снов. Это роман «Остров во сне» (1985), сборники рассказов «Бегом по сну» (1985), «Сегодня тоже те, кто видел сны. ..» (1988) и др. Снам, их переплетению с реальностью и условности самого понятия реальности, Хино придавал решающее значение, интуитивно следуя им в принятии принципиальных жизненных и творческих решений. В этом смысле испытал сильное влияние теорий Юнга, автобиография которого стала его настольной книгой с конца 1960-х. Кроме того, сны и построение конструктивного диалога с ними Хино считал той исходной точкой, откуда возможно фундаментальное обращение деструктивного пути, на который вступило человечество.

После обнаружения у писателя рака наметился новый поворот в его творчестве. В той или иной степени по мотивам ракового опыта написаны «Эпицентр тайфуна» (1993, премия Номы), «Свет» (премия Ёмиури), многочисленные рассказы («Тени на крыше», 1991 и др.).

Скончался в 2002 году от рака толстой кишки. До последних дней продолжал работать в редакции газеты «Ёмиури». Организацию похорон Хино взял на себя поэт Макото Оока.

© БиоЗвёзд.Ру