Главная Статьи Войти О сайте

Клер Рене

Клер Рене

Самый значительный французский кинорежиссёр 1920-х и 1930-х гг.

Имя: Клер
Фамилия: Рене
Дата рождения: 11.11.1898
Гражданство: Франция



Рене Шометт родился и провёл большую часть жизни в Париже. Демобилизовавшись на исходе Первой мировой войны, устроился ассистентом режиссёра Луи Фейада и взял псевдоним Клер. В 1923 г. снял первый собственный фильм — «Париж уснул», который имел шумный успех в среде авангардистов.

В следующем году поставил короткометражный «Антракт», в котором появляются многие деятели французского авангарда — Эрик Сати (написавший музыку для фильма), Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Мэн Рэй. Сюжет — похороны труппой шведского балета своего ведущего танцовщика. Гроб тянет в гору верблюд, за ним следует траурная процессия. Верёвка рвётся, и гроб начинает скользить вниз по склону, грозя придавить провожающих. Когда он наконец останавливается, из него появляется «покойник» и начинает выделывать танцевальные па. Сценарий другого фильма написал для Клера Владимир Маяковский. Режиссёр не скрывал своего интереса к современной литературе, и в свободное время написал и опубликовал несколько романов.

Наступление эры звукового кино поначалу привело Клера в замешательство, пока он не пришёл к мысли о возможности использования звука и изображения в качестве взаимодополняющих линий, своего рода контрапункта. Своё видение звукового кино он воплотил в побившей всей рекорды популярности комедии «Под крышами Парижа» (1930), которая считается первым музыкальным фильмом, по крайней мере, в Европе. Не менее успешны были и следующие звуковые ленты Клера — комедия «Миллион» (1931) и гротескная сатира «Свободу нам!» (1932). В 1934 г. он снял антифашистский фильм «Последний миллиардер», который был запрещён в Германии и ряде европейских стран, побудив Клера перебраться в США.

Первый американский фильм Клера — «Привидение едет на запад» (1936) — был тепло принят, чего нельзя сказать о трех следующих фильмах, которые были восприняты как чересчур «вольные» по голливудским меркам. Наиболее известна среди них экранизация «Десяти негритят» Агаты Кристи. После войны Клер вернулся во Францию, где снял «Молчание — золото» (1949) и историческую комедию «Большие манёвры» (1955).

Подобно своему младшему современнику Марселю Карне, режиссёр не принял эстетику «новой волны», продолжая следовать однажды избранному направлению. В 1960 г. он был избран в члены Французской академии. Его именем названа кинопремия Французской академии.

© БиоЗвёзд.Ру