Главная Войти О сайте

Кристофер Коккерелл

Кристофер Коккерелл

Английский инженер, изобретатель судна на воздушной подушке
Сэр Кристофер Сидни Коккерел (Sir Christopher Sydney Cockerell) родился 4 июня 1910-го в Кембридже (Cambridge), где его отец, сэр Сидни Коккерел, был смотрителем музея Fitzwilliam Museum, а до этого секретарем Уильяма Морриса (William Morris). Кристофер учился в Школе Грешема в Холте (Gresham's School, Holt), а затем поступил в Колледж Питерхаус при Кембриджском Университете (Peterhouse; Cambridge University), где изучал инженерное дело. Одним из его преподавателей был Уильям Добсон Уомерсли (William Dobson Womersley).

Его карьера началась с работы в компании 'W. H. Allen & Sons' в Бредфорде (Bedford). Вернувшись в Кембридж в 1934-м, Коккерелл изучал радио и электронику, и затем нашел работу в Исследовательской радиокомпании (RRC). В 1935-м он стал сотрудником компании Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi). Вскоре Кристофер женился на Маргатер Элинор Белшэм (Elinor Belsham); он продолжил работать на Маркони вплоть до 1951-го, участвуя в разработке многих систем, в том числе радарной. После войны Коккерелл переключился на весьма сложные проекты, в том числе на радиолокационные технологии и оборудование, которое корпорация BBC использовала в Александра-палас (Alexandra Palace).

Коккерелл оставил компанию Маркони и получил небольшое наследство от тестя, лодочную компанию 'Ripplecraft Ltd.'в Норфолке (Norfolk). Когда фирма принесла немного денег, Коккерелл начал думать о том, как сделать суда более скоростными. Он решил возглавить первые работы компании 'John I Thornycroft and Sons', в которых применялся небольшой двигатель, способный частично поднять небольшое судно из воды.

В итоге, Кристофер добился потрясающих результатов – он изобрел судно на воздушной подушке. Ему пришло в голову, что если судно оптимальным образом поднять из воды, то отсутствие сопротивления эффективно скажется на скорости. Однако на разработку его теории, успешно проверенной на пылесосе и двух консервных банках, потребовалось несколько лет. Коккерелл был вынужден продать личное имущество, чтобы финансировать свои исследования. В 1955-м он построил действующую модель из пробкового дерева и продал свой первый патент судна на воздушной подушке (No 854211). Он понял, что не сможет заинтересовать частный сектор промышленности, чтобы развивать свои идеи, поэтому обратился к британскому правительству с целью возможного применения его изобретения в обороне.

Оборонный потенциал изобретения был оценен по достоинству, но лидеры группы обороны не выказали свою заинтересованность в предоставлении финансирования. Благодаря Гарольду Уилсону (Harold Wilson), Коккерелл был зачислен в корпорацию NRDC, и осенью 1958-го NRDC заказала строительство первого полноценного судна на воздушной подушке при участии британской инженерной компании 'Saunders-Roe'. Этот прототип, получивший название SR-N1 (Saunders-Roe Nautical 1), был изготовлен по лицензии NRDC.

11 июня 1959-го первое в своем роде судно SR-N1 было представлено общественности. Лодка оказалась способной развить скорость до 28 миль в час, учитывая, что на ее борту находилось четыре человека. Через несколько недель модель SR-N1 отправилась во Францию (France). Судно успешно пересекло английский канал между Кале (Calais) и Дувром (Dover) 25 июня 1959-го.

Коккерелл получил медаль Говарда Н. Поттса (Howard N. Potts Medal) в 1965-м. Через год он стал Командором ордена Британской империи (CBE), а в 1967-м – членом Королевского общества (Royal Society). Он был посвящен в рыцари в 1969-м за свои заслуги в инженерном искусстве. Коккерел умер 1 июня 1999-го, в Гайте, графство Хэмпшир (Hythe, Hampshire).

Кристофер также разработал так называемый плот Коккереля, сыгравший серьезную роль в решении проблемы преобразования энергии морских волн в электрическую.

© БиоЗвёзд.Ру