Главная Войти О сайте

Курт Мазур

Курт Мазур

немецкий дирижер

Имя: Курт
Фамилия: Мазур
Дата рождения: 18.07.1927
Гражданство: Германия

Мазур хорошо известен российским меломанам по многочисленным записям с Лейпцигским оркестром «Гевандхауз», который он возглавлял в 1970–80 годы. Будучи действительно незаурядной творческой личностью, он сумел перешагнуть границы Восточной Европы и получить заслуженное признание, возглавляя такие престижные коллективы, как Нью-Йоркский филармонический оркестр (1991–2002), и ныне Национальный оркестр Франции.

В этот раз представилась возможность услышать Мазура и как ансамблиста, и как исполнителя крупных полотен отечественных композиторов. В первый вечер он аккомпанировал Елизавете Леонской – нашей соотечественнице, ныне живущей в Вене, которая исполнила Второй фортепианный концерт Брамса. Это сочинение требует от исполнителей большого дыхания, темперамента, широкого эмоционального диапазона. И, несомненно, брамсовская сумрачная лирика и мужественная патетика оказались близки этим музыкантам. Даже непредвиденные расхождения оркестра и солистки (к примеру, в конце второй части концерта) не смогли нарушить целостного впечатления от красоты и гармонии этого исполнения.

В следующий вечер Наталия Гутман солировала в знаменитом Виолончельном концерте Дворжака, произведении, которое является визитной карточкой многих выдающихся виолончелистов. Не стало исключением исполнение Н.Гутман. Она играла в присущей ей энергичной, мужественной манере, которая была поддержана музыкантами БСО. Порадовала и духовая группа, уверенно преодолевшая все «подводные камни» этой партитуры.

Если попытаться передать впечатление от дирижерской манеры Мазура, то, думается, ее главное качество – умение раскрепостить оркестр, раскрыть его звуковой потенциал. Замечательные солисты оркестра получили возможность продемонстрировать свои виртуозные и музыкантские качества. Особенно много поводов для этого было в Первой симфонии Шостаковича, чья ткань соткана из сольных высказываний духовых, первой скрипки.

Еще одна подробность: Мазур дирижировал наизусть, без партитуры, что позволяет обрести максимальную свободу и придать цельность исполняемой музыке. Именно так получилось в Шестой симфонии П.Чайковского. Прямо скажем, что зарубежные дирижеры редко осмеливаются играть это бессмертное произведение на родине композитора. Слишком у ж много штампов сложилось вокруг «Патетической», преодолеть которые не всегда под силу даже прославленным маэстро.

К.Мазур представил убедительную и прекрасно воплощенную интерпретацию последней симфонии Чайковского. Он подчеркнул не траурный, а инфернально-сказочный подтекст музыки, приблизив ее к «Щелкунчику» и «Спящей красавице». Особенно это было слышно в средних частях – вальсе и скерцо, прозвучавших элегантно и непринужденно, почти по-балетному. Конечно, совершенно невозможно избежать трагических моментов первой и последней частей. Но и здесь Мазур постарался быть предельно сдержанным: никаких душераздирающих интонаций, единый темп движения, без преувеличений, которыми отличались трактовки прежних лет некоторых отечественных дирижеров.

Зато тем впечатляюще вышла знаменитая кода Финала: Мазур вывел на первый план звучание низких струнных, и было ощущение постепенного нисхождения в бездну, из которой нет возврата.

© БиоЗвёзд.Ру