Главная Войти О сайте

Ларс фон Триер

Ларс фон Триер

Датский кинорежиссёр и сценарист

Имя: Ларс
Фамилия: фон
Дата рождения: 30.04.1956
Гражданство: Дания



Детство и юность

Ларс Триер появился на свет в Копенгагене 30 апреля 1956 года. Родители его, которые были государственными служащими, придерживались левых взглядов, однако разделяли идеи 'свободного воспитания'. В результате этого, с одной стороны, Триер рано научился самостоятельности и ответственности, но с другой – так и не доучился в средней школе.

Интерес к кино возник у Ларса очень рано. Уже в 11 лет он создал свой первую киноленту – минутную мультипликацию 'Путешествие в Тыквенную страну'. Мать поощряла увлечение сына и даже подарила ему свою 8-миллиметровую камеру и старые кинопленки. Триер больше интересовался технической стороной дела, поэтому много занимался монтажом.

В 17 лет с помощью дяди, который был известным документалистом, Ларс устроился в Датский кинофонд редактором. Здесь он создал свои первые короткометражные работы 'Блаженная Менте' и 'Садовник, выращивающий орхидеи', а также стал добавлять к фамилии приставку 'фон'. Как объяснял Триер, такую аристократическую приставку использовали многие великие люди.

Начало карьеры

В 1983 году Ларс фон Триер закончил киношколу, а уже в следующем году вышел его первый полнометражный фильм 'Элемент преступления'. Картина, получившая призы на кинофестивалях в Мангейме, Чикаго и Каннах, вместе со следующими работами 'Эпидемия' и 'Европа' образовала своеобразную трилогию. Фильмы были сделаны в разном стиле и не имели общего сюжета, но были объединены одной темой: главный герой, который не может разобраться со своим прошлым, живет в постапокалиптической Европе, охваченной каким-то бедствием.

'Европа', которая также была показана на Каннском кинофестивале, рассказывала об американце, путешествующем по разрушенной Германии 1945 года. Картину отличали яркие аудио и визуальные решения, черно-белые мрачные декорации мостов, железных дорог и тоннелей, зеркальные отражения, наложения кадров, широкоугольные деформации. Стало понятно, что Ларс фон Триер – это перспективный режиссер, со своим взглядом на мир и неповторимым почерком.

В 1992 году Триер вместе с продюсером Петером Олбеком Йенсеном основал кинокомпанию 'Zentropa', таким образом оформив свою независимость.

'Догма 95'

Настоящий успех пришел к режиссеру с выходом фильма 'Рассекая волны' (1996), ставшим дебютом для молодой актрисы Эмили Уотсон. За религиозный и этический посыл, заложенный в фильме, критики сравнили Триера с великим Карлом Теодором Дрейером, а в Каннах кинолента получила приз жюри. К удивлению многих, на фестиваль Триер не приехал, прислав вместо этого свою фотографию в килте.

Фильм стал первым из так называемой 'Трилогии о золотом сердце', в которую входят еще две ленты: 'Идиоты' (1998) и 'Танцующая в темноте' (2000). Название, по словам Триера, взято из детской сказки и относится к искренним и простым главным героям, готовым принести себя в жертву ради близких.

'Идиоты' вошел в историю кино как первый фильм, снятый по правилам 'Догмы' – нового революционного направления, главной идеей которого стал разрыв с мейнстримным кинематографом. В 1995 году был зачитан манифест 'Догмы', состоящий из десяти правил. Среди основных идей – отказ от больших бюджетов и спецэффектов, поощрение импровизации, задействование непрофессиональных актеров, использование естественного освещения и другие. Новое направление быстро нашло своих сторонников и переросло в киносообщество.

'Идиоты' шокировали публику Каннского кинофестиваля откровенными сценами, в частности, сценой группового секса, в котором половой акт был несимулированным. Триер остался без награды, хотя приз жюри получила другая картина 'Догмы', 'Торжество' Винтерберга.

Свою награду в Каннах Ларс фон Триер получил в 2000 году за ленту 'Танцующая в темноте'. Фильм, главные роли в котором сыграли исландская певица Бьорк и Катрин Денев, никого не оставил равнодушным. Однако настоящим открытием Каннского фестиваля стала Бьорк, поразившая всех глубиной своего таланта. Она была признана 'Лучшей актрисой'.

Последние работы

В своих экспериментах с кинематографом Ларс фон Триер дошел до крайности в фильме 'Догвилль' (2003), который был мало похож на традиционное кино. Когда зрители увидели на экране пустой павильон, а из декораций только разметку мелом на полу, обозначающую улицы и дома, – они ахнули. Но это был не крик возмущения, а крик восторга. По словам философа Славоя Жижека, это тот случай, когда подействовала 'магия кино'. Триер хотел, чтобы зрители поверили, и они поверили. Вместе с картинами 'Мандерлей' (2005) и 'Вашингтон' (еще не реализован) лента входит в трилогию 'США – страна возможностей'.

В 2009 году в Каннах был показан фильм 'Антихрист', который Триер посвятил Андрею Тарковскому, своему любимому режиссеру. Антихристианская символика, откровенные сексуальные сцены и садизм картины вызвали скандал. Публика освистала фильм, а жюри присудило ему специальную антинаграду за женоненавистничество. Но Триер улыбался. Провокация удалась…

Однако это были еще цветочки. В 2011 году в Каннах, куда режиссер приехал со своей драмой о ко нце света 'Меланхолия', во время интервью на вопрос журналиста о немецких корнях, Триер в шутку назвал себя нацистом и добавил, что с сочувствием и пониманием относится к Гитлеру. От режиссера тут же потребовали объяснений, и Триер извинился и объяснил, что, конечно же, не является ни антисемитом, ни нацистом. Но совет директоров не принял извинений режиссера, объявив его персоной нон грата. 'Меланхолию' все же оставили в конкурсе, а исполнительнице главной роли Кирстен Данст вручили 'Золотую пальмовую ветвь' за 'лучшую женскую роль'.

Похоже, Ларсу фон Триеру нравится слава скандального режиссера. Он смеется и с наивным взглядом вопрошает: за что они меня так? А тем временем готовит еще одну бомбу. Премьера 'Нимфоманки', в которой главную роль сыграла любимая актриса режиссера Шарлотта Генсбур, должна состояться в конце 2013 года. Говорят, в фильме буде еще больше откровенных сцен, еще больше провокаций. Ну что ж, посмотрим.

© БиоЗвёзд.Ру