![]() |
Лев КозловГенерал-лейтенант авиации, заслуженный военный летчик СССР, летчик-снайпер
Дата рождения: 20.08.1936
Гражданство: Россия |
- Ранние годы и обучение
- Военная карьера
- Служба в Дальней авиации
- Сверхдальние перелёты
- Уход из рядов ВВС и поздняя жизнь
- Награды и признание
Ранние годы и обучение
Родившийся в семье бухгалтера и домохозяйки, Леонид Козлов с детства был увлечён небом. Вдохновлённый книгой Ивана Кожедуба, он в 1950 году поступил в спецшколу ВВС в Саратове, где проявил отличные успехи в освоении материальной части самолёта и войсковой подготовке.
Военная карьера
После спецшколы Козлов был направлен в 24-ю военную школу первоначальной подготовки лётчиков, где совершил свой первый полёт на Як-18. Затем он продолжил обучение в Кировобадском военно-авиационном училище, где выполнил более 300 полётов на различных типах самолётов.
В 1960 году Козлов подал рапорт о переводе в дальнюю авиацию и был направлен на Дальний Восток. За три года службы в качестве пилота он налетав более 100 часов, совершая полёты над тайгой, тундрой и океанами. Впоследствии он был переведён в Центр в Рязани для полугодового переучивания.
Служба в Дальней авиации
После окончания Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина Козлов был назначен командиром эскадрильи, заместителем командира полка, а затем командиром полка в чине генерал-майора. В 1984 году он участвовал в боевых действиях в Афганистане и был награждён орденом Красной Звезды.
В 1986 году Козлов был назначен заместителем командующего Дальней авиации по боевой подготовке. В апреле 1987 года он пилотировал первый Ту-160, поступивший в 184-й Гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознамённый тяжелобомбардировочный авиаполк. В том же году он был назначен начальником 8-го Государственного научно-испытательного института ВВС им. В. Чкалова.
Сверхдальние перелёты
Ещё в курсантские годы Козлов мечтал о продолжении дальних перелётов, начатых Чкаловым. В конце февраля 1986 года он вместе с командиром авиационной дивизии М. М. Башкировым выполнил беспосадочный полёт от Тихого океана до Балтийского моря и от Новой Земли до южных границ СССР.
В конце 1989 года Козлов выдвинул идею о полёте вокруг Земного шара на самолёте Ан-124 "Руслан". Проект был поддержан руководством ВВС и утверждён в 1990 году. 23 ноября 1990 года самолёт с экспедицией под командованием Козлова стартовал из Чкаловского и через Петропавловск-Камчатский направился в Австралию.
1 декабря экспедиция вылетела из Мельбурна и пролетела над Антарктидой, Рио-де-Жанейро, Рабатом, Северным полюсом и Елизово (Камчатка). 6 декабря самолёт финишировал в Мельбурне, преодолев 50 005 километров и установив несколько мировых и всесоюзных рекордов.
Уход из рядов ВВС и поздняя жизнь
В 1992 году Козлов вышел в отставку в связи с предельным сроком службы. В качестве лётчика-испытателя он продолжал участвовать в тушении пожаров и миссиях в Чечне.
В 1997 году Козлов вернулся в родной город Петровск. Он активно занимался патриотическим воспитанием молодёжи и содействовал установлению обелиска памяти героев, погибших в Афганистане, Чечне и других локальных войнах.
Награды и признание
Леонид Козлов был удостоен высоких государственных наград, в том числе ордена Ленина, ордена Красной Звезды, титула заслуженного военного лётчика СССР, почётной грамоты и звания мастера спорта СССР международного класса по самолётному спорту. В 2000 году он стал почётным гражданином Петровского района.