Главная Войти О сайте

Лев Лебедянский

Лев Лебедянский

Выдающийся советский инженер-локомотивостроитель.
Гражданство: Россия

Лев Сергеевич Лебедянский (1898 — 30 января 1968, Коломна) — выдающийся советский инженер-локомотивостроитель. Под его руководством и с его участием были создны различные типы паровозов, тепловозов и газотурбовозов.

Заслуги Лебедянского перед советским локомотивостроением были отмечены премиями, наградами по почётными званиями. Он был кавалером ордена Ленина, кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени. За создание паровоза П (впоследствии — паровоз Л, в честь самого Лебедянского) Лебедянский стал лауреатом Сталинской премии. Паровоз ИС, в создании которого он принимал участие, был удостоен Гран При на Всемирной Парижской выставке 1937 г. Лев Лебедянский дважды был удостоен звания Почётный железнодорожник.

Под руководством или при неспосредственном участии Лебедянского были созданы паровозы ФД, ИС, 2-3-2К, 5 П, 9П, ЭР, Л, OP23, П34, П36, П38, тендер-конденсатор к паровозу серии СО-19, бустер, теплопаровоз ТП1-1, тепловозы серий ТЭ50, ТЭП60, ТГП50, газотурбовозы Г1 и ГП1.

Лев Лебедянский окончил Петроградский политехнический институт. В 1922 году он пришёл работать на Коломенский локомотивостроительный завод, на котором он продолжал работать до выхода на пенсию.

Начинал Лебедянский рядовым инженером-конструктором. Позднее он стал главным конструктором этого завода.

В 1944 году на Коломенском заводе под руководством Лебедянского началось проектирование нового грузового паровоза с осевой формулой 1-5-0. Первые два экземпляра этого типа паровоза прошли испытания в начале 1946 года. В 1947 году паровоз пошёл в серийное производство. Первоначально этой серии паровозов была присвоена серия П («Победа»), однако постановлением Совета Министров Советского Союза от 14 января 1947 года название серии было заменено с П на Л, в честь Лебедянского. Это был беспрецендентный случай в истории советского локомотивостроения. Сам Лев Сергеевич считал присвоение созданному под его руководством серии Л самой большой своей наградой.

В 1947 году коллектив инжеренов, руководимый Лебедянским, приступил к созданию нового пассажирского паровоза, который впоследствии получил обозначение П36. Этот паровоз стал достойным заврешением эпохи паровозов в истории железных дорог России и Советского Союза. П36-0251 стал последним паровозом, построенным в СССР (производство грузового паровоза П38, созданного в 1950 г., было прекращено ранее, в 1954 г., в связи с его неэкономичностью и низкой маневренностью).

В 1955 году Лебедянский начал работать над созданием тепловозов, которые должны были сменить паровозы. 29 июня 1956 года Лев Лебедянский открыл торжественным митинг, посвящённый одновременно выпуску Коломенским заводом последнего паровоза (П36-0251) и первого тепловоза (ТЭ3-1001). Оба локомотива были созданы под руководством Льва Сергеевича.

Между 1950 и 1960 годами Лебедянский активно работал над проектированием тепловозов. За это время им было спроектировано три опытных тепловоза, один из них пошёл в серию. В то же время главным направлением деятельности Лебедянского после Великой отечественной войны стало создание газотурбовозов.

Первый газотурбовоз, получивший обозначение Г1-01 прошёл обкатку 24 декабря 1959 года. После длительных испытаний, продемонстрировавших хорошие качества нового локомотива, Г1-01 был отправлен в депо Кочетовка Юго-Восточной железной дороги для нормальной эксплуатации.

В апреле 1963 года проводилась выставка нове йших локомотивов СССР, на которой демонстрировался и газотурбовоз Г1-01. Эту выставку удостоил своим посещением Хрущёв. Газотурбовоз Хрущёву понравился, однако Лебедянский, присуствовавший на выставке, имел неосторожность возразить на реплику о малом КПД газотурбовоза. Хрущёв не стал обсуждать с главным конструктором технические характеристики локомотива и покинул выставку.

В июне того же года Лебедянский был вызван на беседу к директору Коломенского завода, в которой ему сообщили о прекращении работ с газотурбовозами. Не исключено, что это решение было связано со спором с Хрущёвым. В ходе спора с директором завода у Лебедянского случился сердечный удар. Его увезли на скорой в больницу. Из-за продолжающихся трений с дирекором завода Лебедянский вскоре уволился с Коломенского завода. Через некоторое время Лебедянский стал жертвой инсульта. Правую половину тела парализовало. 30 января 1968 года бывший главный конструктор умер.

© БиоЗвёзд.Ру