Главная Войти О сайте

Люцифер

Люцифер

Вымышленный персонаж
Люцифер (Lucifer) – библейский персонаж, падший ангел. В некоторых традициях Люцифером именуют самого Дьявола, однако оригинальное имя ('сияющий', 'утренняя звезда') являлось скорее эпитетом и применялось и к другим библейским персонажам – вроде самого Иисуса Христа.

В древней канаанитской мифологии утренняя звезда считалась отдельным богом, Аттаром (Attar). Предполагалось, что бог этот пытался занять трон Баала (Ba'al) и, не преуспев в этом, спустился вниз, в подземный мир, став его правителем. Возможно, это является интерпретацией другого мифа, о меньшем боге Хелэле (Helel), решившем свергнуть бога Эля (El). Определенные параллели можно также провести с греческим мифом о Фаэтоне (Phaethon).

В литературе среднезаветного периода наиболее важное упоминание Люцифера относится к славянскому апокалипсису Еноха – так называемой 'второй книге Еноха'. Здесь рассказывается об архангеле Сатанаиле, который решил поставить себя превыше самого Бога. Падшие ангелы были низвергнуты, а Сатанаил стал зваться Сатаной. Впоследствии Сатана прознал, что Бог задумал новый мир – и решил соблазнить того, для кого мир этот строился. Сатана сыграл немалую роль в грехопадении и дальнейшей судьбе человечества. Насколько точна отсылка к Люциферу, сказать трудно; некоторые ученые считают труд Еноха всего лишь апокрифом.

У Исайи, в стихах 14:12-18 также описывается воплощение зла, Дьявол; описание его схоже с описанием, представленным у Еноха – и особого внимания заслуживает термин, в русском переводе звучащий, как 'денница зари'. Есть основания полагать, что Исайя 14:12 во многих отношениях заложил самую идею падших ангелов в енохианских трудах. Раввины средневековья активно пытались защитить еврейское сообщество от этого внешнего влияния, категорически отрицая саму концепцию восставших падших ангелов и утверждая, что зло по природе своей абстрактно и конкретного воплощения не имеет. В 11-ом веке был проведен анализ происхождения мифа о падшем ангеле; исследователь показал, что это частично относится к мифу об ангеле из Эдема, соблазнившего Еву и – столь же частично – ангелах, сожительствовавших с дочерями людскими.

Если стих Исайя 14:12 указывает скорее на иного персонажа, короля Вавилонского, христианские авторы впоследствии начали рассматривать его, как аллегорическое указание на Сатану. В Откр. 12:7-9 описывается, как был низвергнут 'великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную'; в этом описании можно проследить явные параллели со стихами Исайи. Впрочем, несмотря на то, что параллели эти видели уже тогда, термин 'Люцифер' к дьяволу применен был не сразу. Началось все с того же Исайи – использованный им эпитет для короля Вавилонского ('денница зари' или 'утренняя звезда') со временем прижился, причем именно в латинской форме – и как имя собственное. Позже его начали применять к лишенному благодати Дьяволу, что впоследствии стало основанием для рассмотрения оригинального стиха Исайи как метафоры. Впрочем, с таким анализом согласны были не все; некоторые продолжали воспринимать стихи и образы по отдельности. В латиноязычной Библии Вульгате слово 'Люцифер' писалось с маленькой буквы; Жан Кальвин (Jean Calvin) считал, что усмотрение в этом тексте истории падения Сатаны является грубой и невежественной ошибкой. Аналогичного мнения придерживался и Мартин Лютер (Martin Luther).

Сторонники Библии Короля Якова, напротив, абсолютно уверены в том, что стих Исайи касается именно дьявола, нередко высказывались против современных переводов. Термин 'Люцифер' они используют для обозначения дьявола в целом ряде библейских эпизодов. По их мнению, само имя во многих отношениях определяет мотивы падшего ангела и природу его греха.

Следует также отметить, что исламисткая версия Дьявола – Иблис или Шайтан – имени, связанного с утренней звездой не имеет. При этом мотив падшего ангела в его истории присутствует – хотя в данном случае падение случилось уже после создания человека. Иблис был изгнан с неба за отказ пасть ниц перед Адамом. В адское пламя Иблис, по договору с Богом, ввергнут будет только после Страшного Суда; за оставшееся время Иблис решил совратить как можно больше людей, отвратив их от истинной веры. В Коране особо отмечалось, что власти над людьми Иблис не имеет, однако некоторые могут добровольно последовать за ним – и попасть за это в адское пламя.

По имени Люцифера была сформирована отдельная ветвь сатанизма, люциферизм. Зародилась она еще в Средние Века, как противник католической церкви. Люциферисты претендовали на некое особое знание о Люцифере и его истории. Ветвь эта всегда отличалась особой закрытостью и дорожила своей конфиденциальностью; нередко в рядах её находили приют образованные люди, разочарованные в действиях официальной церкви. В 'Сатанистской Библии' Антона Лавея (Anton LaVey) Люцифер называется одним из четырех кронпринцев Ада, управляющим Востоком Ада, и являющимся Владыкой Воздуха, Несущим Свет, Утренней Звездой, Интеллектуальностью и Просветлением. По Майклу Форду (Michael W. Ford) Люцифер является своеобразной маской Дьявола, вдохновителем ума и подсознания.

В свое время Лео Таксиль (Léo Taxil) заявлял, что свободные каменщики связаны с поклонением Люциферу. Лео заявил, что лидер масонов Альберт Пайк (Albert Pike) послал '23 высшим союзным советам мира' (абсолютно вымышленный термин, придуманный самим Таксилем) заявление о том, что Люцифер является богом, противостоящим злу в виде Адоная (Adonai). Сами масоны пытались оспорить это; по их словам, термин 'Люцифер' Пайк и его товарищи использовали в оригинальном значении, ссылаясь на утреннюю звезду и светоносца. Такой термин вполне логично было использовать, как антипод чего-то темного. Таксиль, меж тем, развивал успех, начав продвигать книгу некой Дианы Воган (Diana Vaughan) – написанную, на самом деле, им самим. В книге этой рассказывалось о тайном собрании правителей масонов.

© БиоЗвёзд.Ру