Главная Войти О сайте

Манфред Рихтгофен

Манфред Рихтгофен

немецкий военный летчик-ас
Дата рождения: 02.05.1890
Гражданство: Германия
Манфред фон Рихтгофен родился в Бреслау, Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. В 9 лет семья переехала в Швайдниц (сейчас Швидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: он поступил на службу в первый уланский императора Александра III полк.

После начала Первой мировой войны Манфред участвовал в боевых действиях на Восточном и Западном фронтах в чине кавалерийского офицера, однако вскоре это ему наскучило и в мае 1915 он запросил перевода в авиацию. Там он стал пилотом-наблюдателем.

Рихтгофен решил стать пилотом после случайной встречи со знаменитым асом Освальдом Бёльке. Позже Рихтгофен служил у Бёльке в эскадрилье Jasta 2. Свой первый воздушный поединок он выиграл 17 сентября 1916 года в районе Камбрэ. После этого он заказал у друга-ювелира серебряный кубок с выгравированными датой боя и типом сбитого аэроплана. Когда в блокадной Германии начались перебои с серебром, у Рихтгофена было 60 таких кубков.

Как и многие другие пилоты, фон Рихтгофен был ужасно суеверен: он ни за что не вылетал на задание, не получив поцелуя от любимой. Это быстро стало распространённым суеверием у военных лётчиков.

Сбив восемнадцатого противника, Манфред фон Рихтгофен получил высшую прусскую военную награду — орден «Pour le Mérite». Незадолго до того он сбил британского аса Лэноу Хоукера, которого тогда называли «британским Бёльке». Несмотря на победу, Рихтгофен решил, что его истребитель Albatros D.II недостаточно хорош и ему требуется самолёт с лучшей манёвренностью. К несчастью, Альбатросы были основными истребителями германских ВВС ещё довольно долго. Рихтгофен летал на моделях D.III и D.V значительную часть 1917 года, пока в сентябре не получил триплан Fokker Dr.I. Этот самолёт, выкрашенный в ярко-красный цвет, стал его символом.

В феврале 1917 года Рихгофену доверили командование эскадрильей Jasta 11. В ней летали многие германские асы, в том числе Эрнст Удет. В раскраске всех самолётов этого подразделения использовался красный цвет, а некоторые, в том числе и истребитель Рихтгофена, были полностью красные. Личный состав Jasta 11 обычно размещался в палатках, что позволяно располагаться ближе к линии фронта и обеспечивало мобильность, необходимую для избежания бомбардировок союзников. Из-за этого эскадрилью называли «воздушным цирком».

Под командованием Рихтгофена эскадрилья дейстовала невероятно успешно: в самый удачный месяц, «кровавый апрель» 1917 года, один только Манфред сбил 20 аэропланов противника. В июне он был ранен и вышел из строя на несколько недель. После возвращения в строй Рихтгофену доверили командование 1-м авиационным корпусом (Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11. Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям — Рихтгофен страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Считается, что до ранения Рихтгофену не было свойственно упрямо преследовать одну цель, забывая о других. Позже это качество сыграло роль в его гибели.

По слухам, к началу 1918 года Рихтгофен стал настолько легендарным, что командование опасалось, что в случае его смерти боевому дух немцев будет нанесён тяжёлый удар. Ему предлагали уйти в отставку, но он отказался.

После гибели Рихтгофена командование «воздушным цирком» перешло к выбранному им преемнику — Вильгельму Райнхарду, который командовал подразделением вплоть до своей гибели в автокатастрофе 3 июля 1918. После этого командование перешло к Герману Герингу.

21 апреля 1918 года Манфред фон Рихтгофен был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт Sopwith Camel канадского лейтенанта Вилфреда Мэя. В свою очередь, за Красным бароном гнался британский капитан Артур Рой Браун. Рихтгофен получил пулю калибра .303, стандартного для стрелкового оружия Британской империи, которая попала в грудную клетку снизу сзади и прошла насквозь. Он немедленно приземлился на холме рядом с дорогой Брэ-Карби, к северу от деревни Во-сюр-Сомм (Vaux-sur-Somme). Его «Фоккер» не был повреждён при посадке. Некоторые источники сообщали, что Рихтгофен умер через несколько секунд после того, как к нему подбежали австралийские солдаты, и что перед смертью он успел сказать несколько слов, из которых разобрали только «капут». Впрочем, большинство исследователей считает, что к тому времени он должен был уже быть без сознания или мёртв.

В настоящее время считается, что Рихтгофен был убит из зенитного пулемёта, возможно, сержантом Седриком Попкином из 24-й пулемётной роты [1]. Попкин был единственным пулемётчиком, стрелявшим по Красному Барону перед тем, как тот приземлился. Также, по Рихтгофену вели огонь многие австралийские стрелки-пехотинцы, и один из них вполне мог сделать фатальный выстел. Королевские Воздушные Силы официально заявили (как утверждают, в целях пропаганды), что Красного Барона сбил Браун, однако с таким ранением Рихтгофен не мог прожить более 20 секунд, а в этот промежуток перед посадкой Браун не вёл огня. Тот факт, что пуля на выходе застряла в мундире, также говорит скорее о пуле с земли на излёте. 3-я эскадрилья ВВС Австралии, ближайшее подразделение сил Антанты, похоронила Рихтгофена с военными почестями на кладбище деревеньки Бертангль недалеко от Амьена 22 апреля 1918. После войны Красный Барон был перезахоронен на семейном кладбище в Висбадене.

© БиоЗвёзд.Ру