Главная Войти О сайте

Матильда Джослин Гейдж

Матильда Джослин Гейдж

Американская суфражистка, аболиционистка, активистка, автор

Матильда Гейдж родилась 24 марта 1826 года в городке Сисеро, штат Нью-Йорк (Cicero, New York), и провела свое детство в доме, который был 'станцией' тайной системы, известной как Подпольная железная дорога и использовавшейся для организации побегов рабов из южных рабовладельческих штатов на север страны. Она была дочерью Хезекаи Джослина (Hezekiah Joslyn), одного из первых аболиционистов Америки (America), и стала женой Генри Хилла Гейджа (Henry Hill Gage), которому родила пятерых детей – умершего в младенчестве Чарльза Генри (Charles Henry Gage), Хелен Лесли (Helen Leslie Gage), Томаса Кларксона (Thomas Clarkson Gage), Джулию Луизу (Julia Louise Gage) и Мод (Maud). Младшая из них, Мод, вышла впоследствии замуж за Лаймена Фрэнка Баума (Lyman Frank Baum), детского писателя, придумавшего страну Оз (Oz). Большую часть своей жизни Матильда провела в городке Файетвилл, штат Нью-Йорк (Fayetteville, New York), и хотя ее тело было кремировано, на городском кладбище Файетвилла установлен памятный камень с выбитым на нем изречением, принадлежащем Матильде Гейдж. Оно гласит: 'Существует слово слаще, чем мать, дом или небеса. Это слово - Свобода'.

Мод, которая была на десять лет младше Джулии, поначалу привела свою мать в ужас, сообщив, что решила бросить престижный университет и выйти замуж за начинающего актера по фамилии Баум, написавшего всего лишь несколько пьес, однако позже Матильда полюбила зятя настолько, что проводила по шесть месяцев в году, гостя у Мод и Фрэнка, и умерла в их доме в Чикаго, штат Иллинойс (Chicago, Illinois), 18 марта 1898 года. Увы, в фильме 'In The Dreamer of Oz: The L. Frank Baum Story' (1990), в котором Матильду сыграла Ру Макклэнахан (Rue McClanahan), их отношения с Фрэнком ошибочно изображены как неприязненные, и авторы фильма даже представили все так, словно теща писателя послужила прототипом при создании Злой Ведьмы Запада. В действительности, Баум глубоко уважал мать своей жены и считал ее одной из наиболее одаренных и образованных женщин своей эпохи.

Матильде на собственном опыте пришлось узнать, что такое тюрьма, когда ее действия вошли в противоречие с законом от 1850 года, запрещавшим оказывать помощь беглым рабам. Кроме того, у нее часто бывали финансовые проблемы и неприятности со здоровьем – пошаливало сердце, - однако все это не останавливало Гейдж, которая продолжала бороться за права женщин и делала это блестяще. Она начала участвовать в движении суфражисток в 1852 году, решив выступить на Национальной конвенции по правам женщин (National Women's Rights Convention) в Сиракьюс, Нью-Йорк (Syracuse, New York).

С 1875 по 1876 год она была президентом Национальной ассоциации суфражисток (National Woman Suffrage Association) и еще 20 лет входила в исполнительный комитет ассоциации, либо занимала должность вице-президента. Поскольку Матильда Гейдж считала, что женщины должны обладать избирательным правом, поскольку это их 'естественное право', ее считали гораздо более радикальной активисткой, чем Сьюзен Браунелл Энтони (Susan Brownell Anthony) и Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton), ее соавторов по созданию многотомной 'History of Woman Suffrage'. Несмотря на оппозицию церкви, Гейдж была по-своему глубоко религиозной женщиной и прини мала участие в создании 'Женской библии' (The Woman's Bible).

В 1878 году она купила 'Ballot Box', ежемесячный журнал ассоциации суфражисток в Толедо, штат Огайо (Toledo, Ohio), и превратила его в 'The National Citizen and Ballot Box', занимая должность главного редактора до 1881 года и публикуя статьи по широкому кругу вопросов. Гейдж писала четко, логично, остроумно и с иронией, и несколько ее афоризмов вошли в историю. Так, размышляя о законах, позволявших мужчинам единолично назначать своим детям опекуна, не связанного родством с их матерью, она заметила, что 'иногда лучше быть мертвым мужчиной, чем живой женщиной'.

Помимо активного избирательного права для женщин, важнейшими темами работ Матильды Гейдж были необходимость социальных реформ, разделение церкви и государства, право женщин распоряжаться своей жизнью и жестокое обращение с коренными американцами со стороны федерального правительства Соединенных Штатов.

© БиоЗвёзд.Ру