БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Мэй Элизабет Зеттерлинг

Мэй Элизабет Зеттерлинг

Шведская актриса, кинорежиссер, сценарист и продюсер

Имя: Мэй
Фамилия: Элизабет
Дата рождения: 24.05.1925
Гражданство: Великобритания

Мэй Элизабет Зеттерлинг (Mai Elisabeth Zetterling), стройная зеленоглазая блондинка с прекрасным лицом, родилась 24 мая 1925 года в городе Вестерос, провинция Вестманланд, Швеция (Västerås, Västmanland, Sweden), в небогатой рабочей семье. С 1929 по 1932 год Мэй вместе с матерью и отчимом жила в Австралии (Australia), но за границей жизнь оказалась не слаще, чем на родине, и семья вернулась в Швецию. Подростком Мэй занималась в детском театральном клубе, хотя в автобиографии упоминала, что окончила школу, будучи малограмотной. После работы в аптеке и компании, рассылавшей товары почтой, она решила попробовать свои силы в театре.

Зеттерлинг начала свою актерскую карьеру в возрасте 17 лет, в Королевском драматическом театре (Royal Dramatic Theatre или Dramaten), а первое появление Мэй на большом экране состоялось в 1941 году, в комедии 'Lasse Maja'. Спустя три года (и два фильма) Мэй сыграла в драме 'Травля' (Torment) по сценарию Ингмара Бергмана (Ingmar Bergman), и эта роль стала прорывом, принесшим молодой актрисе популярность не только в Швеции, но и по всей Европе. Ее чувственное изображение простой девушки, ставшей жертвой садиста-учителя, стало сенсацией и сегодня считается достопримечательностью шведского кино. Фильм сделал Мэй международной звездой. В 1947-м Зеттерлинг получила предложение сниматься в британском кино. Ее первым английским фильмом стала военная драма 'Фрида' (Frieda), за которой последовала главная роль в следующем фильме Бергмана, драме 'Музыка в темноте' (Music in Darkness). Студия продвигали молодую красивую актрису как следующий секс-символ эпохи и ставила к ней в пару самых привлекательных мужчин-актеров.

В 1954-м она приняла предложение сыграть главную роль в своем единственном голливудском фильме, 'Постучи по дереву' (Knock on Wood), и поняла, что ненавидит Голливуд. Мэй вернулась в Англию и блистала на сцене в постановке 'Кукольный дом' (A Doll's House).

В 60-х и 70-х годах она была одной из тех немногих женщин, которые нашли постоянную работу в качестве режиссера. Ее первая попытка, 'Военная игра' (The War Game), короткометражный документальный фильм, завоевала первую премию на Венецианском кинофестивале (Venice Film Festival) в 1963 году. Многие из ее последующих фильмов подробно останавливались на теме женской сексуальности и были сфокусированы на роли женщин в обществе. Среди ее режиссерских работ - 'Влюбленные' (Loving Couples) в 1964-м, 'Ночные игры' (Night Games) в 1966-м, 'Доктор Глас' (Doctor Glas) в 1968-м, 'Девушки' (The Girls) в 1969-м, 'Винсент-голландец' (Vincent the Dutchman) в 1975-м, 'О тюленях и человеке' (Of Seals and Man) в 1978-м, 'Женщина-полицейский' (Lady Policeman) в 1979-м, 'Скребки' (Scrubbers) в 1983-м и 'Амороза' (Amorosa) в 1986 году.

Кроме того, она писала книги для детей, рассказы и романы, один из которых, 'Ночные игры', превратила в сценарий и воплотила на экране. В 1985 году она опубликовала автобиографию под названием 'Все те завтрашние дни' (All Those Tomorrows).

Дважды была замужем. Ее брак с норвежским актером и танцором Тутте Лемковым (Tutte Lemkow) продолжался с 1944 по 1953 год и окончился разводом, хотя и принес Мэй дочь и сына. В 1958-м она вышла за писателя и кинодраматурга Дэвида Хьюза (David Hughes), вместе с которым работала над частью своих фильмов. Они развелись в 1979-м, а через год Хьюз женился второй раз. Мэй больше замуж не вышла.

К концу своей жизни Мэй, после 14 лет перерыва, вернулась в кинематограф в качестве актрисы. Са мая известная роль ее позднего периода – неунывающая бабушка Хельга Ившим (Helga Eveshim) в фильме 1990 года 'Ведьмы' (The Witches), которая была вынуждена бороться со злобным персонажем Анжелики Хьюстон (Anjelica Huston), чтобы спасти ее внука от сборища ведьм.

Актриса умерла от рака в день Святого Патрика, 17 марта 1994 года, в Лондоне (London, England), в возрасте 68 лет. На тот момент она работала над фильмом 'Женщина, которая вычистила мир' (The Woman Who Cleaned the World), сценарий к которому написала сама.

Недавно опубликованные документы из Национального архива в Лондоне показывают, что Мэй Зеттерлинг принадлежала к так называемым 'голливудским левым', политической группировке, разделявшей социалистические убеждения. Агенты британской безопасности наблюдали за актрисой, подозревая ее в связях с коммунистами. Однако, в Великобритании никогда не было системы, подобной черным спискам, существовавшим в Голливуде.

© БиоЗвёзд.Ру