Главная Войти О сайте

Менахем-Мендель Шнеерсон

Менахем-Мендель Шнеерсон

седьмой Любавичский Ребе, Король Мошиах

Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон, седьмой Любавичский Ребе, Король Мошиах родился 11 Нисана 5662 года (1902) на юге Росси, в городе Николаеве. Его отец, рабби Леви-Ицхак Шнеерсон - выдающийся знаток Торы и философии Хабада, человек трагической судьбы - был праправнуком третьего Любавичского Ребе, Менахем-Менделя из Любавичей. Именем великого предка он и назвал старшего сына.

Пять лет спустя р. Леви-Ицхак переехал на Украину, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), где оставался главным раввином до дня своего ареста; и здесь, в Екатеринославе, прошли детские и юношеские годы нашего Ребе.

Он был феноменально одарен и редкостно трудолюбив, он настолько опережал своих сверстников, что был вынужден покинуть хедер. С тех пор он учился самостоятельно, а выпускные экзамены в Екатеринославской гимназии - сдавал экстерном. Свидетели детских и юношеских лет Ребе рассказывают о его удивительных математических способностях, о выученных самоучкой иностранных языках, но чаще всего - о поразительной углубленности в сложные проблемы иудаисьики и философии Хабада. Но те же свидетели никогда не называют его мальчиком, как говорится, не от мира сего. Пример тому - героический поступок юного рабби Менахем-Менделя, который прыгнул в море и спас тонущего сверстника.

В 1923 году в Ростове-на-Дону р. Менахем-Мендель впервые увидел шестого Любавичского Ребе - р. Йосеф-Ицхака Шнеерсона - и эта встреча предопределила его дальнейшую судьбу. Молодой человек становится преданным учеником шестого Любавичского Ребе, делит с ним полную опасностей судьбу борца за сохранение еврейской религии.

В 1927 году р. Йосеф-Ицхак был арестован на своей квартире в Ленинграде. Его спасению в дальнейшем способствовало среди прочего вмешательство государственных и общественных деятелей Запада. Но долгое время, почти полвека, оставалось загадкой - кто был тот мужественный человек, не побоявшийся передать опасную весть за границу.

Эту тайну мы узнали недавно и опять же случайно, из воспоминаний одного из близких в те годы к р. Йосеф-Ицхаку. Оказывается, во время обыска у Ребе, когда его семья была насильно заперта в одной из комнат, дочь Ребе увидела в окно направлявшегося к ним р. Менахем-Менделя. Она негромко крикнула: "Уходи, у нас гости!" Первым же поездом р.

Менахем-Мендель уехал в Москву, проник в немецкое посольство, добился встречи с послом Германии, и мир узнал об аресте Ребе... Но еще до отъезда в Москву, прямо от дома Ребе, рабби Менахем-Мендель поспешил к Хаиму Либерману (личному секретарю Ребе) предупредить об

опасности ареста, чтобы тот успел перепрятать или уничтожить хранившуюся у него переписку Ребе. Риск был велик, ГПУ могло устроить ловушку и в доме Либермана, однако р. Менахем-Менделу удалось опередить чекистов, которые пришли к секретарю лишь несколько часов спустя. В ту ночь и на следующий день в Москве р. Менахем-Мендель ходил, что называется, по острию ножа, ГПУ не пощадило бы 25-летнего "контрреволюционера", но Б-г на стороне рискующих жизнью ради святого дела.

В том же 1927 году р. Йосеф-Ицхак был внезапно освобожден и с семьей и несколькими близкими ему людьми, в том числе и р. Менахем-Менделем, уехал из Советского Союза. Вначале он поселился в Риге, а затем перебрался под Варшаву, где в 1929 году состоялась свадьба Ребе и Хаи-Мушки - средней дочери рабби Йосеф-Ицхака. Вскоре после свадьбы молодые отправились в Берлин, где р. Менахем-Мендель поступил на технологическое отделение Берлинского университета. В 1933 году, с приходом к власти фашистов в Германии, р. Менахем-Мендель был вынужден покинуть страну, но как раз перед этим успел получить ученую степень в старинном университете города Гейдельберга.

Переехав в Париж, Ребе продолжил образование в знаменитой Сорбонне. Его интересы были разносторонни, и он получил в Сорбонском университете несколько степеней, в том числе диплом корабельного инженера, пригодившийся ему впоследствии в Америке, когда он работал на морской базе в Нью-Йорке.

Блестящие способности к точным наукам и широта интересов сделали Ребе универсальным специалистом; его глубокая эрудиция в электронике, гидродинамике, астрономии, биологии и многих других областях - всякий раз поражает атеистов от науки, убежденных, что высшее техническое образование несовместимо с верой в Б-га... Углубленное изучение точных дисциплин не помешало Ребе одновременно совершенствовать знания иудаизма, стать изумительным знатоком Торы, Талмуда, Свода Законов, философии Хабада.

Начало второй мировой войны застало Ребе в Париже, он и его жена не сумели вовремя покинуть Францию. Удивительные истории рассказывают об этом периоде жизни Ребе. Нужно ли говорить, что немецкие оккупационные власти были беспощадны к евреям, и соблюдение еврейских религиозных законов, обращавшее на себя внимание, грозило немедленной смертью. Но именно в ту тяжелую пору Ребе личным примером доказал, что заповеди Торы можно выполнять при любых обстоятельсьвах. Об этом вспоминают разные люди, и каждый приводит известные ему примеры мужества Ребе. О том, как через Альпийские горы пронес он муку для выпечки мацы, хотя было известно - немцы расстреливают людей только за ее хранение. И о том, как Ребе с риском для жизни перешед границу и привез своим друзьям из неоккупированного сектора Франции плоды этрогим без которых праведный еврей не представляет себе праздника Суккот. К тому времени рабби Йосеф-Ицхак, находившийся тогда в Америке, получил для дочери и зятя въездные визы. Через Марсель, миновав немецкие кордоны, Ребе с женой уехали В Соединенные Штаты.

Военные и первые послевоенные годы - время отчаяния еврейского народа и кажущегося крушения всех надежд. Даже в благополучной Америке не все было благополучно. Среди миллионов эмигрировавших сюда из Восточной Европы евреев нарастала ассимиляция; цели и смысл Любавичского движения были для них ничего не значащим набором слов, вроде теории относительности, о которой всякий слышал, но почти никто не понимает. Возвращение американского еврейства к подлинной религии началось в 1940 году, после приезда шестого Любавичского Ребе. На его торжественной встрече глава американских евреев предложил Ребе -и весьма откровенно - не вмешиваться в здешнии еврейские дела. Требование было заключено в безупречную дипломатическую оболочку: "Не забывайте - мы коренным образом отличаемся от

евреев Европы!"

Начало возврата к Торе и еврейству - это ответ предыдущего Ребе: "Америка не отличается от любой другой страны диаспоры!" Действительно, прошло не так уж много времени, и Любавичское движение охватило Америку. Десять лет спустя дом номер 770 на Истерн Парквей в Нью-Йорке превратился в сердце и центр мирового движения Хабад... 1 февраля 1992 г. Ребе сказал, что после подписания раввинами постановления о приходе Мошиаха (Месии)Произошли революционные изменения в мире. В частности, началось исполнение пророчества Исайи "перекуют мечи на opaлa, а копья превратят в садовые ножницы", что выразилось в подписании соглашения по сокращению ядерного вооружения между СССР и США. А через полтора месяца, 14 апреля 1992 г. было принято постановление о том, что Ребе считается Мошиахом ("бехезкат Мошиах").

Сегодня нет на Земле такого места, где не было бы известно название маленького городка Любавичи, находящегося на территории нынешней Смоленской области. Представители движения ХаБаД, посланцы и эмиссары Ребе несут свет знания, еврейских традиций и образования во всех уголках земного шара, в Москве и Петербурге, в Саратове и Риге, в Бангкоке и Сингапуре, в Мельбурне и Иоханесбурге, в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, в Цфате и Хевроне, в

Лос-Анджелесе и Берлине.

Внимание Любавичского Ребе к делам и заботам русских евреев трудно переоценить. На протяжении десятков лет, в годы глухого "железного занавеса", работа Ребе была единственным звеном, соединяющим Советское "еврейство молчания" с окружающим свободным миром. Ребе, сам прекрасно говорящий по-русски, прекрасно знает обстановку в СССР в мельчайших деталях и живо интересуется подробностями того, что происходит в России.

Любавичский Ребе Король Мошиах является духовным наставником и учителем не только своих последователей - Любавичских хасидов. Ребе никогда не делает различия между людьми, искавшими его поддержки и совета. Реформистский "рабай" и премьер-министр Израиля, ассимилированный Бродвейский продюсер и только ступивший на Американскую землю Советский иммигрант, сенатор из Нью-Джерси и глава известнейшей йешивы - все находят для себя в Ребе именно то, что искали и обретали то, что им так мучительно не хватало всю жизнь.

© БиоЗвёзд.Ру