Главная Войти О сайте

Минору Гэнда

Минору Гэнда

Выдающийся японский лётчик морской авиации, генерал, политический деятель

Содержание

  1. Служба в Японском Императорском флоте
  2. Вторая мировая война
  3. Послевоенная служба и скандал с «Локхидом»
  4. Политическая деятельность

Минору Гэнда родился в семье фермера. Второй сын в семье древнего рода; два его брата закончили Токийский университет, ещё один — медицинский колледж в городе Тиба, самый младший поступил в военную академию. Гэнда после окончания Первой средней школы в Хиросиме с целью стать лётчиком-истребителем поступил в Академию Императорского Военно-морского флота в Йокосуке, которую закончил в ноябре 1929 года первым в классе.

Служба в Японском Императорском флоте

В следующие шесть лет Гэнда быстро продвигался по службе. Талантливый лётчик стал известен на флоте и в стране будучи командиром авиационной группы, выступавшей по всей Японии с демонстрацией приёмов высшего пилотажа — таким образом «Летающий цирк Гэнды» участвовал в пропагандистской кампании морской авиации.

Гэнда был одним из первых в мире военно-морских офицеров рассматривавших массированное применение авианосцев как инструмент завоевания могущества в воздухе. В 1930-х авианосец был новым и неопробованным оружием. Большинство военно-морских стратегов и тактиков того времени отдавали предпочтение рейдам одиночных авианосцев к целям, либо действиям совместно с флотом для осуществления его прикрытия от вражеских бомбардировщиков. Гэнда же смог понять и оценить потенциал массированного авиационного удара по противнику с использованием одновременно большого числа авианосцев.

Горячий сторонник использования авиационной мощи ещё со времён учёбы в военно-морской академии, Гэнда убеждал военных руководителей предвоенной Японии остановить строительство линейных кораблей (которые по его мнению лучше было использовать как «волноломы» или «разобрать на металлолом») и сконцентрироваться на авианосцах, подводных лодках, и быстроходных крейсерах и эсминцах поддержки. Больше всего, считал Гэнда, в случае, если Япония когда-нибудь будет вести войну с Соединёнными Штатами, Великобританией и Нидерландами, для выживания ей будет необходим высокотехнологичный и большой военно-морской авиационный флот.

Участвовал в японо-китайской войне. В 1940 году работал военно-воздушным атташе при посольстве в Вашингтоне.

Вторая мировая война

План нападения на Пёрл-Харбор, осуществлённый под руководством адмирала Исороку Ямамото, в деталях был разработан в основном Гэндой. Ямамото познакомился с ним в 1933 году, когда тот служил на авианосце «Рюдзё». По первоначальному замыслу адмирала атака должна была осуществляться «с билетом в один конец» — пилоты вылетев с расстояния в 500—600 миль от цели после нападения должны были сесть на воду недалеко от Оаху и быть подобраны эсминцами и подлодками. Главная цель Ямамото — уничтожение американского Тихоокеанского флота — оправдывала потерю самолётов. Линкоры в то время считались важнейшим оружием морской войны, их потопление, по мнению японских стратегов, означало едва ли не решающий шаг к победе над противником.

Ямамото встретился с Гэндой в начале февраля 1941 года, рассказал о своём замысле и попросил высказать своё мнение. Гэнда выразил своё несогласие с подобной атакой, предложив использовать для удара авианосное соединение, скрытно подошедшее к цели на относительно небольшое расстояние. Он уже в 1934 году думал об этом и обсуждал этот вопрос с адмиралом Такидзиро Ониси. Гэнда убедил Ямамото в ключевом значении для нападения фактора внезапности и начал работать над планом. Особое внимание уделялось тренировкам экипажей, а также разработке новой тактики применения авиационных торпед, горизонтального бомбометания и координации совместных действий нескольких авианосцев.

Внезапная атака на Пёрл-Харбор вылилась в потопление 12 американских кораблей и уничтожении более 180 самолётов. Японский флот не потерял ни одного надводного корабля и всего лишь 29 самолётов. В следующие шесть месяцев войны соединения японских авианосцев в Тихом и Индийском океанах нанесли огромный ущерб союзническим силам. Позднее битва при Мидуэе, в которой были потоплены четыре японских авианосца, положила конец этой фазе войны.

Гэнда лично участвовал во многих сражениях Второй мировой войны, его налёт составил больше 3000 часов. Ближе к концу войны он организовал элитное авиационное формирование (343-й кокутай) в качестве альтернативы подразделениям камикадзе. Гэнда верил, что даже в конце войны японские пилоты способны на равных сражаться с опытными американскими лётчиками получившими отличную подготовку и снабжёнными новейшими самолётами. Он лично считал, что Kawanishi N1K2-J («Джордж») равен американским «Хэллкэтам» F6F и «Корсарам» F4U. Его подразделение имело некоторое превосходство в боях с американцами и сражалось выдающимся образом.

Свой опыт Второй мировой войны Гэнда описал в откровенной автобиографии.

Послевоенная служба и скандал с «Локхидом»

Военная карьера Гэнды временно прекратилась с ликвидацией Японского Императорского флота. Однако, в отличие от других бывших военных, которые после войны остались ни с чем, Гэнда получил финансовую поддержку от некоего состоятельного бизнесмена. Кроме того, благодаря заступничеству генерала Макартура, он смог избежать обвинения в военных преступлениях.

Гэнда вернулся на военную службу в 1954 году во вновь созданные ВВС Сил самообороны Японии (JASDF), где со временем получил чин генерала, а позднее и должность начальника штаба. В это же время он участвовал в испытаниях реактивных истребителей компании «Локхид» в Соединённых Штатах.

В конце 1950-х Гэнда в качестве представителя начальника штаба JASDF был вовлечён в политические махинации вокруг приобретения самолётов для замены устаревших F-86 «Сейбр». JASDF и Оборонное агентство Японии настаивали на закупке F-11 «Super Tiger» разработки фирмы «Грумман», но лоббисты «Локхида», используя в том числе подкуп (при теневом посредничестве Ёсио Кодамы, заметной фигуры в японской организованной преступности) ключевых политиков ЛДП, включая министра финансов Эйсаку Сато и председателя Совета Стратегических исследований (Policy Affairs Research Council) Итиро Коно, провели решение в пользу своего кандидата, F-104. Гэнда, представляя интересы Сато, открыто критиковал разработку «Груммана», и приложил все усилия, чтобы выбор пал на самолёт фирмы «Локхид». В августе 1959 года Гэнда с благословения Сато, своего политического патрона, стал начальником штаба JASDF. В своей новой должности он, несмотря на возражения своих подчинённых, утвердил выбор в пользу продукции «Локхида».

Политическая деятельность

После выхода в отставку в 1962 году был избран в парламент от Либерально-демократической партии. Он стал первым из числа нескольких офицеров сил самообороны попавшим в политику благодаря покровительству фракции Сато, наиболее правой в японском политическом спектре. Оставаясь влиятельной фигурой в политике больше двадцати лет, в качестве ведущего члена оборонного отдела Совета стратегических исследований ЛДП часто представлял жёсткую националистическую позицию, поддерж ивая отмену или сокращение 9-й статьи послевоенной конституции Японии и ремилитаризацию вооружённых сил. Стал особенно известен своей агрессивной оппозицией, вместе с двенадцатью менее известными ультраправыми парламентариями от ЛДП, против ратификации Японией Договора о нераспространении ядерного оружия во время сессий парламента 1974—1976 годов, на том основании, что «Японии, возможно, нужен всего один день, чтобы обзавестись своим ядерным арсеналом».

Гэнда скончался 15 августа 1989 года, точно через 44 года после капитуляции Японии и всего за день до своего 85-летия.

Он был женат и имел троих детей.

Минору Гэнда фигурирует во многих литературных произведениях, посвященных Второй мировой войне на Тихом океане, а также в кинематографе. В разное время его играли Тацуя Михаси («Тора! Тора! Тора!», 1970, Гэнда был также консультантом фильма), Роберт Ито («Мидуэй», 1976), Кэри-Хироюки Тагава («Пёрл-Харбор», 2001).

© БиоЗвёзд.Ру