Главная Войти О сайте

Мозес Мендельсон

Мозес Мендельсон

Немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик
Дата рождения: 06.09.1729
Гражданство: Германия

Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и философию, в частности учения Лейбница, Вольфа и Локка. Зарабатывал на жизнь уроками и ведением бухгалтерских книг. В 1762 женился на Фромет Гугенхайм. Наиболее известным потомком Мендельсона является его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.

В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры (Philosophische Gespr che ), сразу же составившая ему репутацию философа. В том же году появилась книга по эстетике Письма об ощущениях (Briefe ber die Empfindungen ). В 1763 Мендельсон был награжден Прусской академией искусств за эссе Об очевидности в метафизических науках (Abhandlung ber die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленное на конкурс, в котором участвовал сам Кант. Через четыре года он опубликовал свою наиболее известную работу – Федон , или О бессмертии души (Ph don, oder ber die Unsterblichkeit der Seele , 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Эта работа вовлекла его в диспут со швейцарским теологом Лафатером, который бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства, содержавшиеся в трудах Ш.Бонне, либо встать на позиции христианства. Однако, по утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Известен и его спор с Якоби о спинозизме Лессинга. Мендельсон также написал работы Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме (Jerusalem, oder ber religi se Macht und Judentum , 1783), в которой защищал принцип религиозной терпимости, а также Утренние часы (Morgenstunden , oder Vorlesungen ber das Dasein Gottes , 1785) с морально-теологическим доказательством б ытия Бога и ранее, совместно с Лессингом, Поп-метафизик (Pope ein Metaphysiker , 1755) с оправданием теодицеи Лейбница. Он также перевел на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь, написал комментарии к некоторым библейским книгам и несколько проповедей на идише. Мендельсона обычно считают инициатором движения «еврейского просвещения». Его выступление Что такое просвещение? (Was ist Aufkl rung? ) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце 18 в. в Германии. Издавал вместе с Лессингом ряд журналов. Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформированного иудаизма в 19 в. Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786.

Среди других работ философа – О принципах изящных искусств и наук (Betrachtungen ber die Quellen und die Verbindungen der sch nen K nste und Wissenschaften , 1757); О возвышенном и наивном в изящных науках ( ber das Erhabene und Naive in den sch nen Wissenschaften , 1758).

© БиоЗвёзд.Ру