Главная Войти О сайте

Мухаммад Али Тасхири

Мухаммад Али Тасхири

аятолла , один из самых влиятельных иранских богословов и политиков

- В России существует мнение, что большинство духовных лиц Ирана придерживаются весьма консервативных, а зачастую радикальных позиций в религиозных вопросах.

- Это неверное суждение. Многие духовные лица в Иране - ученики нашего лидера имама Али Хаменеи, который выступает против мракобесия. Он - сторонник широкого участия населения в управлении страной. Я на сто процентов уверен: сложившееся в западных странах мнение, что иранское духовенство разделено на консерваторов и реформаторов, не имеет под собой реальной основы. Все духовенство в Иране - за реформы. Разногласия существуют, но они не являются стратегическими, а относятся к методам осуществления преобразований.

- В чем же тогда их суть?

- Между исламскими священнослужителями есть разные взгляды на понимание пределов допустимой свободы. Иногда деятели ислама по-разному смотрят на роль государства в жизни общества.

- Но разве осуждение иранским духовенством на смерть писателя Салмана Рушди не является, мягко говоря, "антигуманным" и уж точно не соответствующим принципам демократии решением?

- Само явление Салмана Рушди - провокация англичан против всего святого в исламе. В своих нападках на мусульманский мир Рушди не опирался на четкую аргументацию. Унижая ислам, его основные святыни и многих крупных религиозных деятелей, писатель оскорбил чувства верующих. Западные СМИ и издательства, опубликовавшие эту книгу, организовали всемирную провокацию против ислама и его святынь. Дело здесь не в печатном слове - один человек, подстрекаемый какими-то силами, оскорбил религию, которую исповедуют 1,5 миллиарда жителей Земли. Это немыслимо. Рушди нанес страшные оскорбления всем мусульманам и совершил огромное преступление перед целыми народами. Он действовал как террорист. Я лично считаю, что когда человек совершает такое преступление, оскорбляя народы и религиозные святыни, он заслуживает смерти.

- Как вы оцениваете решение Нобелевского комитета вручить премию мира иранской правозащитнице Ширин Эбади?

- Мы согласны далеко не со всеми взглядами Эбади, но тем не менее присуждение жителю Ирана высокой международной премии считаем очень почетным.

- Что вы думаете о существующем в ряде стран запрете на ношение мусульманками головного платка в школах?

- Такой запрет недемократичен. Свобода человека заключается в свободе ношения одежды, свободе слова. Это неотъемлемые части прав гражданина в демократическом обществе, ограничение которых противоречит его основным нормам. Нельзя запрещать человеку носить одежду, которая ему нравится. Это не религиозная атрибутика, а этнические особенности каждого народа. Такое личное желание не наносит ущерба никаким государственным интересам.

- В любых международных, тем более межконфессиональных конфликтах иранское духовенство всегда поддерживает мусульман. Возникает ощущение религиозной предубежденности ваших священнослужителей, когда в их глазах люди, проповедующие ислам, считаются "априори" правыми.

- Мусульманское духовенство призвано защищать справедливость, независимо от религиозной принадлежности участников конфликта. Это написано в священном Коране. Мы вовсе не утверждаем, что мусульмане всегда правы. Неправедные действия отдельных групп или лиц из мусульманского духовенства не являются подтверждением тезиса, что все мусульмане обязаны выступать на стороне своих единоверцев. В истории ислама немало случаев, когда исламские государства не всегда действовали справедливо. И были представители духовенства, слова которых не соответствовали принципам ислама. Взять хотя бы режим талибов в Афганистане, который на словах ратовал за истинный ислам. Мы осуждали их, потому что знали: эти люди действуют не в интересах афганского народа. Мы осуждаем также действия террористов из "Аль-Каиды".

- В газете "Вашингтон пост" недавно появилась статья, где утверждалось, что один из сыновей бен Ладена прячется в Иране.

- Поверьте, это не соответствует действительности. Большинство представителей "Аль-Каиды", находившихся в моей стране, задержаны, а некоторые - выданы государствам, с которыми Иран имеет соглашение о передаче преступников.

- Как вы относитесь к действиям террористов-самоубийц, которые заявляют, что борются за исламские ценности?

- Ислам выступает против любой формы терроризма. Мы против экстремизма во всех его проявлениях. Однако считаем, что борьбой с террором должна руководить такая организация, как ООН, а не Америка. Не может одна страна быть одновременно и истцом, и исполнителем судебных исков, и прокурором, и защитником. В результате американцы сами создали движение "Талибан" и сами же пострадали от его действий, вооружили режим Саддама Хусейна и затем объявили ему же войну.

- Как вы оцениваете ситуацию в Ираке и роль в послевоенном восстановлении страны шиитского духовенства?

- Мы рады падению режима Хусейна. Но в то же время убеждены: иностранцы, которые сегодня захватили страну, должны выполнить свои обещания перед иракским народом и затем как можно быстрее покинуть Ирак. Что же касается роли мусульманского духовенства, то оно помогает установлению стабильности и единства внутри страны. И одновременно призывает к ее освобождению.

- Примет ли участие иранское духовенство в восстановлении Ирака?

- Обязательно. Мы предоставим нашим соседям все необходимое для обустройства страны.

- Какова цель вашего визита в Москву?

- Как генеральный секретарь всемирной организации по сближению исламских школ я занимаюсь вопросами сближения различных направлений ислама. Конференция, на которую я приехал, организована Советом муфтиев России. Отношения между государствами во многом зависят от связей духовных лиц. Поэтому я встречаюсь с духовными руководителями мусульман и христиан - двух религий, имеющих в России наибольшее число последователей. На конференции мне также удалось переговорить с иудейскими священнослужителями, что для меня очень важно и отрадно.

3 миллиона долларов за смерть автора "Сатанинских стихов"

"Моя слава ходячего трупа заслонила мою славу писателя" - так сегодня говорит о себе писатель Салман Рушди, приговоренный в 1989 году основателем Исламской Республики Иран аятоллой Хомейни к смертной казни. Хомейни посчитал, что книга писателя "Сатанинские стихи" оскорбляет чувства мусульман, и издал фетву, обрекающую Рушди на смерть. После объявления фетвы Рушди не появлялся на публике, практически прятался при помощи британских спецслужб. В 1993 году его роман "Дети полуночи" был признан лучшим произведением-лауреатом Букеровской премии.

В 1998 году правительство Великобритании сообщило, что заручилось обещанием Ирана не приводить в исполнение фетву, наложенную покойным аятоллой Хомейни. В 2001 году президент Ирана Мохаммад Хатами и вовсе заявил, что "о смертном приговоре Рушди речь больше не идет, и его дело может считаться закрытым". Между тем некоторые иранцы продолжают охоту за писателем "в частном порядке". Один из иранских негосударственных фондов предложил за голову Рушди 2,8 миллиона долларов. Злой рок преследует всех, кто занимается изданием книги Рушди: ее японский переводчик был убит, его итальянский коллега тяжело р анен. Серьезно пострадал и норвежский издатель книги. Тем не менее "Сатанинские стихи" уже вышли в 20 странах мира. Попытки опубликовать это произведение неоднократно предпринималась и в России, однако из-за постоянных угроз издательства отказались от этой затеи.

Вынужденное затворничество не мешает Рушди реализовывать себя в проектах, далеких от литературного творчества. Писатель снялся в фильме "Дневник Бриджит Джонс", где сыграл самого себя в роли гостя на вечеринке, и в будущем намерен сыграть в кино роль вампира.

Однако радикальная иранская организация "Революционная гвардия" подтвердила, что смертный приговор писателю остается в силе. "Решение аятоллы Хомейни окончательное и отмене не подлежит", - заявил лидер группировки. А канадская авиакомпания "Эр Канада" отказалась продавать Рушди билеты на свои рейсы, опасаясь, что его попытаются убить в салоне самолета, в результате чего могут пострадать другие пассажиры.

© БиоЗвёзд.Ру