Главная Войти О сайте

Николай Карначенок

Николай Карначенок

Летчик - истребитель
Гражданство: Беларусь

Николай Карначёнок родился в 1922 году в деревне Барки, ныне Шкловского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал мастером на Оршанском мясоконсервном комбинате. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался на Юго - Западном и Сталинградских фронтах. Свою боевую деятельность он начал в составе 521-го истребительного авиаполка. Вспоминает Герой Советского Союза, известный лётчик - истребитель, Андрей Яковлевич Баклан:

"В 1941 году, да и в первые месяцы 1942-го, многие наши пилоты летали на менее скоростных самолётах, чем немецкие Ме-109. Поэтому, как правило, воздушные бои вели по горизонтали, на виражах. И вот типичная картина того периода: два Ме-109 ведут бой на вертикалях и сковывают целую группу наших И-16 или И-153, которые кружатся на виражах в общей карусели. Оторвался от группы - тут же тебя атакует "Мессер". Порой нашему лётчику трудно было даже выйти из боя.

Новые наши самолёты - "Яки" и "Лавочкины", - поступившие позднее на вооружение, уже почти не уступали в скорости немецким истребителям. Однако велика сила привычки ! Первое время и на новых самолётах наши пилоты продолжали применять оборонительные виражи, не проявляя по - настоящему наступательной инициативы.

В нашем полку первым начал вести бой на вертикалях командир эскадрильи Иван Клещёв. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначёнок и я. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов - новаторов. Особенно успешно освоил новый для себя маневр Коля Карначёнок. Он же первым и одержал победу в единоборстве с "Мессером". Николай нагнал его на "горке", когда Ме-109 потерял скорость и завис. Тут - то Коля его и поджёг..."

В Апреле 1942 года Николай Карначёнок, в составе пятёрки лётчиков, был переведён в 434-й авиаполк особого назначения. Этот полк состоял из трёх эскадрилий и насчитывал 44 самолёта Як-1. Командиром полка назначили Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещёва. В Июне полк отправился в район Сталинграда, где в ту пору разворачивались ожесточённые бои, как на земле так и в воздухе.

Воздушные бои в небе Сталинграда были тяжелейшими, но лётчики делали всё, на что были способны. Так, 15 Июля, пилотами 434-го полка было сбито 32 вражеских самолёта, свои потери 7 машин. Конечно несли потери и мы, и довольно ощутимые...

К концу Июля, когда полку приказали прикрывать советские войска, переправлявшиеся на левый берег Дона в районе Калача, борьба в воздухе достигла своего апогея. Особенно напряжённым оказалось 26 Июля. В этот день каждый лётчик произвёл по 6 - 7 боевых вылетов. А всего полк провёл 11 групповых воздушных боёв и уничтожил 34 немецких самолёта. Свои потери - 3 машины, пилоты которых спаслись с парашютами.

При этом все бои принимали на редкость ожесточённый характер. Противник сражался яростно и упорно. Дело доходило до лобовых атак. Причём таким приёмом пользовались даже немецкие пилоты. Но, как правило, они не доводили его до конца, в самый последний момент отворачивали.

Николай Карначёнок по возвращении на аэродром поделился с товарищами впечатлением об одной из таких атак, выдержанных им. Сначала он даже растерялся: немец - и вдруг атакует в лоб. В первое мгновение появилось желание отвернуть. Но Николай взял себя в руки и не изменил курса. Секунды сближения самолётов растянулись, казалось, до бесконечности. Наконец противник шарахнулся вверх и в сторону. И тут - то Карначёнок точной очередью прошил "Мессеру" брюхо...

А уже вечером, командир полка горячо поздравил главных героев этого боевого дня: Капитанов Бабкова и Избинского, Лейтенантов Карначёнка и Савельева. Каждый из них сбил по 2 - 3 вражеских самолёта.

К середине Июля 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт ) Лейтенант Н. А. Карначёнок совершил 349 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов.

...Всё меньше и меньше оставалось в полку исправных машин. В конце концов лётчики вынуждены были передать их в другую часть, а сами поехали в Саратов получать новые Як-7Б и пополнять личный состав. Вспоминает А. Я. Баклан:

Фото из газеты "Сталинский Сокол", 12.08.1942.

"Вернувшись под Сталинград, мы расположились на одном из полевых аэродромов в 25 - 30 км от города и начали боевую работу. В сложнейших условиях проходил буквально каждый воздушный бой. Над Сталинградом носились стаи самолётов - наших и немецких. Тут и там "закручивались карусели" воздушных схваток. Самолёт за самолётом поочерёдно начинали гоняются друг за другом, но сбить противника в такой обстановке очень сложно. Ведь бесприцельный огонь с большой дистанции не даёт эффекта, можно впустую расстрелять весь боекомплект. А на то, чтобы подойти на нужную дистанцию и точно прицелиться, не даёт времени противник.

Только выберешь себе удобную цель, начнёшь сближаться и прицеливаться, как к тебе самому уже тянется трасса противника. И сам не успеваешь открыть огонь. Ведомый тебя подстраховывает - защищает твою заднюю полусферу, но ведь и его тоже атакуют. Продолжать начатую атаку становится невозможно, того и гляди самого собъют. Приходится делать разворот в ту сторону, где меньше самолётов, чтобы не столкнуться ненароком".

17 Сентября 1942 года группа "Яков", ведомая Капитаном Избинским, вылетела на прикрытие наших наземных войск. Едва наши истребители достигли назначенного района, как с пункта наведения сообщили: с севера подходят немецкие бомбардировщики. Вскоре показался плотный строй "Юнкерсов". Наши лётчики с ходу атаковали их и удачно: Избинский и Карначёнок сбили по бомбардировщику.

В то же мгновение сверху, со стороны солнца, на "Яки" свалились несколько пар Ме-109. В воздухе завертелась "карусель", из которой вскоре один за другим выпали два горящих "Мессера". Но понесла потерю и наша группа. Прикрывая Капитана Избинского попал под огонь противника один из "Яков". Оставляя дымный след, он стремительно пошёл к земле. Это был последний боевой вылет Лейтенанта Клавдии Нечаевой - отважной лётчицы, замечательной советской патриотки и очень милой девушки. Ей едва исполнилось 20 лет...

Воздушные схватки с врагом продолжались. Наряду с радостью воздушных побед, переживали наши лётчики и горечь поражений. Вспоминает А. Я. Баклан:

"Нередко наша группа возвращалась с задания не в полном составе. Кто - то в бою зазевался на мгновение или же излишне увлёкся преследованием врага - и сбит. При таких вот обстоятельствах мы потеряли Колю Карначёнка, Колю Гарама, Володю Микояна и других лётчиков..."

22 Сентября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Капитаном И. И. Избинским перехватила немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои же войска. В непродолжительной, но жаркой схватке противник потерял 3 самолёта. Их сбили Карначёнок, Михаил Гарам и Шишкин. В этот же день, в районе посёлка Котлубань Дубовского района Волгоградской области, Старший лейтенант Н. А. Карначёнок погиб.

Вот как описывает это С. Исаев в своей книги "Страницы истории 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( Часть I. 1941 - 1967 гг.", с. 45 ):

"22 Сентября 1942 года 6 истребителей во главе с капитаном Стародубом перехватили немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои войска. В непродолжительной, но напряжённой схватке противник потерял 3 самолёта, которые сбили лейтенанты Кошелев, Команденко и Шишкин.

Старший лейтенант Карначёнок и лейтенант Абросимов, сбив на пикировании Ме-109, столкнулись в воздухе и упали там же, где и немецкий самолёт.

Вспоминает Або Сергеевич Шаракшанэ, техник самолёта Н. А. Карначёнка:

"Пара Николай Карначёнок и Владимир Абросимов взлетела, сделала над нами круг и взяла курс к линии фронта. Случилось так, что воздушный бой с фрицами, завязавшийся вдали от нас, постепенно смещался и скоро шёл уже прямо у нас над головами. Бой закончился совершенно неожиданно. Вдруг самолёт ведущего немецкой пары сделал боевой разворот и стремительно под большим углом ринулся к земле. За ним, как на привязи, остальные 3 самолёта. При этом оба наших лётчика вели огонь по ведущему. Не знаю, что должно было последовать за этим маневром, может быть, это была попытка на большой скорости оторваться от наших лётчиков. Только не успел немецкий ас выхватить машину, и она врезалась в землю. Коля вовремя уловил момент, и огромной перегрузкой выровнял свой самолёт. Мы облегчённо и радостно вздохнули. Но тут же увидели страшное продолжение - Володя на выходе не успел сманеврировать и снизу врезался в самолёт Коли. Вновь два взрыва, два падающих самолёта..."

Владимир Иванович Абросимов к моменту гибели записал на свой счёт в боях под Сталинградом 2 самолёта противника".

Всем полком провожали товарищи Николая в последний путь. За свою короткую жизнь - ему было только 20 - он успел много сделать для победы над врагом. На его счету - около 400 боевых вылетов, 12 вражеских самолётов сбитых лично и 11 в группе с товарищами. В принципе, учитывая вышеприведённую информацию, на боевой счёт Н. А. Карначёнка можно записать ещё одну групповую победу ( одержанную им в последнем бою в паре с В. И. Абросимовым - тот самый Ме-109, который врезался в землю удирая от них пикированием ).

23 Ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ). Имя Героя носят Оршанский мясоконсервный комбинат, улицы в Орше и Шклове. На территории комбината установлен памятник Герою.

© БиоЗвёзд.Ру