Главная Войти О сайте

Нина Гребешкова

Нина Гребешкова

Актриса
Дата рождения: 29.11.1930
Гражданство: Россия
Нина Павловна Гребешкова родилась в Москве в конце ноября 1930 года. Ее родителями были честные, трудолюбивые люди. Папа работал маляром, мама кроила и шила одежду. В 41-ом отец ушел на фронт, а мать с дочкой и двумя сыновьями уехала в эвакуацию в Пензенскую область. Семья вновь воссоединилась, когда Нине было 15. Девочка мечтала стать учительницей. Причем, только младших классов. Она обожала школу и маленьких детей, любила с ними играть и общаться, и в дальнейшем хотела посвятить себя их обучению и воспитанию.

Одно из столичных образовательных учреждений наверняка получило бы замечательного педагога. Но однажды Гребешкова, будучи уже выпускницей-десятиклассницей, отправилась к подруге на день рождения и вместе с остальными гостями заговорила о будущем. Отец именинницы – поэт Владимир Луговской – рассказал об актерской профессии, а его дочь упомянула, что хочет пойти в артистки. И Нина внезапно тоже загорелась этой идеей.

Дочка Луговского поступала во ВГИК и позвала Нину с собой на вступительные экзамены. Несостоявшаяся преподавательница плохо представляла себе, в какую авантюру она ввязалась, что нужно делать актрисам и что вообще происходит за дверьми Всесоюзного государственного института кинематографии. Неожиданно для самой девушки ее взяли на курс Сергея Герасимова. В свои 17 лет она казалась неопытной и легкомысленной среди сокурсников, многие из которых прошли Великую Отечественную. Юной и восторженной Гребешковой все вокруг виделось веселым, прекрасным и возвышенным. Война закончилась и впереди была целая жизнь.

В кино студентку позвали уже на первом курсе – в военную картину 'Смелые люди'. Начинающей артистке досталась крохотная роль девочки на школьном выпускном балу, подружки главной героини. Ее имя даже не упомянули в титрах, но будущая всесоюзная любимица моментально оказалась знаменитостью в своем дворе. В глазах местных жителей она уже была кинозвездой. Через год очаровательная блондинка сыграла другую подругу другой главной героини, а потом начала получать более масштабные роли, сначала изображая школьниц, а затем – учительниц и молодых мам.

Гребешкова работала с Иваном Пырьевым, снималась в экранизациях сказок Оскара Уайльда и тургеневской повести 'Муму'. Но ни одна из этих лент не принесла ей настоящую славу. К счастью для зрителей мужем актрисы был Леонид Гайдай, который снимал супругу практически во всех своих фильмах. Благодаря небольшим ролям в проектах выдающегося режиссера Нина Павловна стала известна и любима во всем СССР.

С Гайдаем Гребешкова училась на одном курсе, но на разных факультетах: он – на режиссерском, она – на актерском. Леонид Иович прошел войну, был ранен, до ВГИКа уже окончил актерскую студию и служил в иркутском театре. Они познакомились, когда Гайдаю для учебной работы понадобилась актриса. Репетиции заканчивались поздно, постановщик вызвался провожать юную сокурсницу и в один из вечеров сделал спутнице предложение. У них была восьмилетняя разница в возрасте, 30-сантиметровая – в росте. Но за время прогулок что-то связало долговязого фронтовика из Сибири и миниатюрную москвичку, и вскоре пара назначила дату бракосочетания.

Родня невесты приняла новоиспеченного родственника настороженно. До женитьбы будущий великий комедиограф обитал в общежитии, и после свадьбы перебрался в дом жены. Домом была 23-метровая комнатушка в коммуналке. Жилплощадь разделили шифоньером, соорудив по 'комнате' для молодоженов и родителей. Вдобавок тут же жили братья Нины. Несмотря на стесненные бытовые условия, тесть и теща быстро привязались к зятю, каждый день покупавшему их единственной дочери цветы. А однажды за успехи в учебе ему выплатили 'сталинскую' стипендию, и счастливые молодые супруги сняли отдельное жилье. Брак Гайдая и Гребешковой продлился 40 лет – до самой смерти гениального кинематографиста. Нина Павловна снялась в 11 фильмах мужа, у супругов родилась дочка Оксана, а впоследствии на свет появилась внучка Ольга.

Впервые Гребешкова снялась у супруга в 1960 году в героико-приключенческой драме 'Трижды воскресший'. Сам режиссер терпеть не мог эту свою работу. Он согласился ставить ленту, только чтобы остаться в профессии после выволочки в Минкульте из-за его предыдущей картины. Спустя шесть лет после выхода 'Воскресшего' Гайдай задумал снять комедию 'Кавказская пленница' и предложил жене исполнить небольшую роль медсестры 'скорой помощи'. С тех пор Нина Павловна появлялась почти во всех фильмах супруга. Она была женой Горбункова в 'Бриллиантовой руке', Мусиком в '12 стульях', тетей Клавой в 'Спортлото-82'…

Еще одним постановщиком, звавшим Гребешкову практически в каждый свой проект, стал товарищ Гайдая Георгий Данелия. Он присылал актрисе сценарии и предлагал самой выбирать любую роль. И сколь бы они ни были малы, именно благодаря картинам Гайдая и Данелии Нина Павловна запомнилась зрителям.

Гребешкова продолжила сниматься и после смерти мужа. В частности, она появилась в комедийно-детективных сериалах 'Сыщики' и 'Виола Тараканова', триллере 'Поклонник', ироническом детективе 'Агентство 'Мечта', спортивной биографической драме 'Легенда №17'. Нину Павловну не расстраивает, что в профессии ей досталось немного главных ролей. Зато в жизни она была главной женщиной настоящего Мастера. А среди зрителей по праву считается одной из королев эпизода.

© БиоЗвёзд.Ру