Главная Войти О сайте

Норман Бейтс

Норман Бейтс

Вымышленный маньяк-убийца
Норман Бейтс (Norman Bates) – вымышленный маньяк-убийца, персонаж романа 'Психоз' ('Psycho') Роберт Блоха (Robert Bloch), одноименной экранизации Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) и серии продолжений.

Считается, что Роберт Блох при создании образа Нормана Бейтса вдохновлялся в первую очередь образом убийцы Эда Гейна (Ed Gein); позже Блох даже написал свою – несколько, надо сказать, домысленную – версию истории Гейна. Кроме того, Блох упоминал, что частично Бейтс был срисован с Келвина Бека (Calvin Beck), издателя журнала 'Castle of Frankenstein'.

Во многих отношениях виновницей превращения Нормана Бейтса в безумного убийцу стала его мать Норма (Norma). Норма Бейтс, помимо прочего, активно пропагандировала греховность любого рода плотских отношений и утверждала, что все женщины – кроме, конечно, неё самой – являются грязными шлюхами. После смерти Бейтса-старшего Норман и его мать некоторое время жили вдвоем; когда Норман подрос, у Нормы появился любовник, некто Джо Консидайн (Joe Considine). Сведенный с ума ревностью, Норман отравил мать и её возлюбленного стрихнином; изготовленная Бейтсом записка заставила окружающих поверить в то, что Норма убила Джо и покончила с собой. Нормана никто не заподозрил, однако в психиатрической лечебнице он некоторое время все же провел. Именно в этот период подавленное чувство вины и породило 'альтернативные' личности Бейтса.

Выйдя на свободу, Норман унаследовал дом матери и семейный мотель; кроме того, важной частью движимого имущества Бейтса стал труп его матери.

В оригинальном произведении Блоха в голове у Бейтса сосуществовали три личности – зависимый от матери мальчик Норман, агрессивная и властная Норма, готовая уничтожить любого, способного раскрыть тайну её смерти, и во всех отношениях нормальный разумный взрослый Нормал (Normal). Как и в реальной жизни, Норман в полной мере подчинен и послушен своей матери; нередко личности общались между собой – причем за Норму Бейтс говорил исключительно женским голосом.

Кинематографический образ Бейтса довольно сильно отличается от книжного. В книге Бейтсу было за 45, он был невысок ростом, толст и некрасив. Норман Бейтс из фильма Хичкока был высоким, стройным и симпатичным мужчиной в возрасте около 25 лет. Считается, что переработал образ убийцы лично Хичкок – режиссеру хотелось, чтоб зрители могли в какой-то степени симпатизировать Бейтсу. В повести 'Норма' брала контроль над 'Нормалом', когда-то тот напивался; в фильме же переходы происходили и во вполне трезвом виде. Наконец, книжный 'Нормал' был довольно хорошо начитан – причем особенно хорошо он владел оккультными тематиками; мать его любимых авторов – Алистера Кроули (Aleister Crowley) и Петра Успенского – ввиду своей религиозности не одобряла.

В фильме Хичкока Бейтс изначально предстает в качестве владельца небольшого мотеля; управляет мотелем этим он вместе со своей матерью. Вскоре у Нормана просыпается чувство к одной из гостий – Мэрион Крейн (Marion Crane); во время совместного ужина Крейн советует Норману отправить мать в психиатрическую лечебницу. Тем же вечером Мэрион погибает от ножа таинственной фигуры в женском балахоне; утром Норман находит тело Крейн и решает, что убила женщину его мать. Норма убеждает Нормана скрыть случившееся, и тот избавляется от трупа убитой. Увы, скрыть пропажу Крейну не удается – её ищут сестра Лили и частный детектив; в ходе расследования персонажи мимоходом узнают, что Норма Бейтс погибла много лет назад. Вскоре становится ясно, что таинственным убийцей был сам Бейтс – или, вернее, альтернативная его личность. В конечном итоге Бейтса нейтрализуют и отправляют в лечебницу, где Норма полностью уничтожает его разум.

В сиквеле фильма Норман Бейтс выходит из лечебницы через 22 года. Лечение помогает Норману избавиться от матери; через некоторое время он даже влюбляется в племянницу своей первой жертвы. Вскоре, однако, вокруг Бейтса опять начинают умирать люди; вкупе с таинственными посланиями от восставшей матери это медленно сводит Нормана с ума. В конечном итоге выясняется, что за происходившим стоят Лили Крейн, мечтающая вернуть убийцу сестры в лечебницу, и сестра Нормы Эмма, столь же безумная и считающая себя настоящей матерью. В конце фильма Норман убивает тетушку, однако тело её сохраняет.

Борьба Нормана с матерью продолжается с переменным успехом в третьем и четвертом фильмах. В конце концов Бейтс все же избавляется от призрака прошлого, мешает 'матери' убить его жену и сжигает семейный дом, окончательно порывая с прошлым. Конечно, при необходимости в очередном продолжении Норму Бейтс авторы смогли бы вернуть, однако конец четвертого фильма было все же решено сделать сравнительно позитивным.

© БиоЗвёзд.Ру