|
Пак Чхан-УкЮжнокорейский кинорежиссер, сценарист, продюсер и бывший кинокритик. |
Является одним из самых известных и популярных киноделов Южной Кореи. Среди наиболее удачных его проектов следует упомянуть картину 'Объединенная зона безопасности' ('Joint Security Area') и так называемую 'Трилогию возмездия' ('The Vengeance Trilogy') – 'Сочувствие господину Месть' ('Sympathy for Mr. Vengeance') 2002-го, 'Олдбой' ('Oldboy') 2003-го и 'Сочувствие госпоже Месть' ('Sympathy for Lady Vengeance') 2005-го. Пак Чхан Ук отличается от большинства своих коллег невероятной начитанностью и эрудицией – в мае 2004-го в интервью журналу 'The Hollywood Reporter' режиссер утверждал, что более всего на его творчество повлияли такие писатели, как Софокл (Sophocles), Уильям Шекспир (William Shakespeare), Кафка (Kafka), Достоевский, Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac) и Курт Воннегут (Kurt Vonnegut), а также такие деятели кино, как Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock), Роберт Олдрич (Robert Aldrich), Ингмар Бергман (Ingmar Bergman), Сэм Фуллер (Sam Fuller), Роман Полански (Roman Polanski) и Ким Ки-Янг (Kim Ki-young).
Родился и вырос Пак в Сеуле (Seoul); высшее образование он получал в университете Sogang University. Уже в университете Чхан Ук организовал клуб любителей кинематографа и написал целую серию статей о современном кино. Некоторое время он планировал податься в кинокритики; все изменило 'Головокружение' ('Vertigo') Альфреда Хичкока – после него Пак окончательно решил, что сам будет снимать кино. Окончив университет, Чхан Ук стал помощником режиссера; работать ему довелось с известнейшими азиатскими киноделами вроде Чин Ю Ена (Yu Yeong-jin) и Квак Чже Ёна (Kwak Jae-yong). Первый собственный фильм Пак выпустил лишь в 1992-м – им стала картина 'Луна – мечта Солнца' ('The Moon Is... the Sun's Dream'); через пять лет свет увидели второй его фильм, 'Трио' ('Trio'). К сожалению, ранние работы Пака успехом у широкой публики не пользовались; на жизнь он продолжал зарабатывать в качестве кинокритика.
Действительно удачную картину Чхан Ук сумел выпустить лишь в 2000-м – фильм 'Объединенная зона безопасности' был тепло принят как зрителями так и критиками; фактически, он стал самым популярным из когда-либо вышедших в Южной Корее фильмов – превзойдя даже 'Шири' ('Shiri') Чже-Гю Кенга (Kang Je-gyu's). Успех позволил Паку более тщательно поработать над своим следующим проектом – 'Сочувствие господину Месть' Чхан Ук делал уже сам, не оглядываясь на требования момента и руководителей проекта.
'Олдбой' принес Пак Гран-При Каннского Кинофестиваля; име нно тогда журналисты попытались выяснить у режиссера, почему в его работах в качестве центральной темы выступает именно месть. Пак объяснил, что запланировал целую трилогию картин о мести – и все три должны были ярко продемонстрировать всю бесполезность этого занятия.
Невероятная жесткость картин Чхан Ука стала одной из главных причин его популярности в Корее; три из пяти его последних фильмов собрали более трех миллионов зрителей – и тем самым обеспечили Паку сразу три места в перечне самых популярных корейских фильмов.
Пак не оставил и кинокритику – свои обзоры он публикует и по сей день. Ни один из них, впрочем, так и не был переведен на английский.
В 2006-м Пака включили в состав жюри 63-го Международного Кинофестиваля в Венеции (63rd Venice International Film Festival).
В 2011-м Чхан Ук планирует выпустить фэнтези-хоррор 'Paranmanjang'; по словам режиссера, снималась картина исключительно на iPhone.