БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Петр Боборыкин

Петр Боборыкин

Известный беллетрист

Имя: Петр
Фамилия: Боборыкин
Дата рождения: 15.08.1836
Гражданство: Россия


Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 - на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет. В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.

Начал писать с гимназических лет, первая публикация - комедия "Однодворец" (1860). Ранние драмы Боборыкина "Ребенок и Старое зло" (обе 1861), "Мать и дитя" (1864), автобиографический роман "В путь-дорогу" (1862-1864) написаны не без влияния В.А.Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863-1865 издавал 'Библиотеку для чтения', занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе "В чужом поле" (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И.Тэн, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.), писателями (А.Дюма-сын, Дж.Элиот, У.Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л.Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с А.И.Герценом.

После публикации комедии из крестьянской жизни "Иван да Марья" (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии "Театральное искусство" (1872), где, в частности, много говорилось об А.Н.Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы "Жертва вечерняя", 1868, посвященный 'женскому вопросу' и принесший автору славу 'безнравственного' писателя; На суд, 1869, навеянный судебным процессом над А.В.Сухово-Кобылиным). В 1870 Боборыкин сотрудничал с 'Отечественными записками', где с 1871 заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки "На развалинах Парижа" (1871) и "Очерк истории Коммуны" (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах ("Фараончики", 1871, и др.), романах "Солидные добродетели" (1870) и "Дельцы" (1872-1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании Русский Шеффильд. (Очерки села Павлова) (1877). Острый для русского общества 1860-1870-х годов 'славянский' вопрос поднимал роман "Доктор Цыбулька" (1874), любовно-психологический роман "Лихие болести" (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем 'хождении в народ'.

Для произведений Боборыкина, 'писателя-эмпирика', отличающегося быстротой реакции на 'злобу дня' и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 писатель увлекается новым течением - натурализмом (статья "Реальный роман во Франции", 1976, и др.), знакомится с Э.Золя, Э.Гонкуром, А.Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине 'золаизм'. В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале 'Слово' - роман "Сами по себе", 1878, статьи "Мысли о критике и литературном творчестве" и "Мотивы и приемы русской беллетристики", обе 1878, пьеса "Сытые", 1879). С публикации романа "Полжизни" (1873) - о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, - началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом 'Вестник Европы', где увидели свет его многочисленные романы: "Китай-город" (1882) - одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; "Из новых" (1887), "На ущербе" (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; "Василий Теркин" (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; "Перевал" (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории 'малых дел'; "Ходок" (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф.Энгельсом), "Княгиня" (1896), "По-другому" (1897), получивший резкий отзыв В.И.Засулич и одобрение В.И.Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; "Тяга" (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. 'Социальному самочувствию' разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина "Изменник" (1889), "Поумнел" (1890) - о распространенной в период реакции 'болезни' ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 вв. характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова 'интеллигенция').

Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы "Старые счеты" (1883), "Доктор Мошков", "Клеймо" (обе 1884), "С бою" (1891), "Накипь" (1899, др. назв. - "Поветрие", 1900); в 1877 Боборыкин руководит частной теат ральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 - член Театрально-литературного комитета, в 1891 - заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве; в 1897 - председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.

Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина повести "Однокурсники" (1901) - о художественной жизни начала 20 в., "Братья" (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман "Великая разруха: Семейная хроника" (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; воспоминания "За полвека" (1906-1913; неоконч.) и "Итоги старейшего" (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 писатель жил за границей.

Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.

© БиоЗвёзд.Ру