Главная Войти О сайте

Петр Линицкий

Петр Линицкий

философ, богослов.

Докторская диссертация — «Учение Платона о божестве». Был профессором философии в Киевской духовной академии. Как отмечает Э. Л. Радлов, Линицкий полагал, что через всю историю проходит борьба двух направлений: рационалистического и эмпирического. Сам же отдавал предпочтение первому направлению и критиковал эмпиризм. Он осуждал попытки построить богословскую систему эмпирическим методом. Считал, что философия есть организация понятий, основных и наиболее общих. Ее задача — не в том, чтобы последовательно выводить одно понятие из др., а в том, чтобы, рассматривая вместе различные понятия, устанавливать между ними такие отношения, которые служили бы ко взаимному разъяснению и подкреплению их. Для этого в качестве материала необходимо пользоваться данными науки и опыта. Основные понятия, от которых зависит характер философского миросозерцания, не простые абстракции, но такие концепции, в которых отпечатывается характер самого мыслящего лица. Этот характер получает важное значение в создании философских воззрений, когда содержит в себе черты национального гения. Все важнейшие народы Запада выработали свое определенное миросозерцание, которое проникает собою все их просвещение и дает им мироисторическое значение. Главным мотивом философской мысли в России должно быть стремление согласовать интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа. Для этого, с одной стороны, наука должна проникнуться религиозным духом, т. е. очистить научные понятия от примеси корыстных побуждений, подчинить научную деятельность гл. обр. духовному интересу нравственного усовершенствования; с др. — религиозное сознание надо поднять до надлежащей высоты.

Сочинения:

Общий взгляд на философию Платона // Труды Киевской Духовной академии. 1867. № 10; Нравственные и религиозные понятия древних греческих философов // Там же. 1870. № 10—12; 1871. № 3; 1872. № 4;

Образовательное значение философии // Там же. 1872. № 11;

Обзор философских учений. Киев, 1874;

Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому). Киев, 1881;

Славянофильство и либерализм. Опыт систематического обозрения того и другого. Киев, 1882; Идеализм и реализм // Вера и разум. 1884—88. (Цикл ст. в этом журн.);

Вера и знание // Там же. 1889. № 6;

Чем различается вера от знания // Там же. № 10;

Как возможно единство веры и знания // Там же. № 12;

Изящная литература и философия. Харьков, 1893;

Мышление научное и ненаучное. Харьков, 1894;

Краткий очерк основных начал философии. Харьков, 1895;

О познании. Харьков, 1895;

О необходимости метафизики. Харьков, 1897;

Философия Э. Гартмана. Харьков, 1898;

Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии. Киев, 1901;

О бессмертии души и загробной жизни. Киев, 1903;

Пособие к апологетическому богословию. Философия веры. Киев, 1904;

Славянофильство и западничество. Киев, 1904.

© БиоЗвёзд.Ру