Главная Войти О сайте

Пётр Дамиани

Пётр Дамиани

Святой, доктор Церкви, кардинал.

Пётр Дамиани (Petrus Damianus, род. в Равенне в 1006/1007), ум. 22/23 февраля 1072, Фаэнца — святой, доктор Церкви, кардинал. У Петра, самого младшего ребёнка в некогда знатном, но обедневшем, роде, было трудное детство. Он рано осиротел и жил сначала у старшего брата, который дурно с ним обходился. Когда же в мальчике стали заметны некоторые дарования, его взял к себе на воспитание другой его брат по имени Дамиан, бывший архипресвитером (т. е. старшим священником, помощником епископа) в Равенне, крупном церковном центре близ Адриатического моря. Позже, кажется, из благодарности именно к нему Пётр усвоил себе второе имя Дамиани. После учёбы в Равенне, Фаэнце и Парме двадцатипятилетний юноша сделался известным учителем, почитаемым кроме того за своё милосердие к нищим и обездоленным и аскетический образ жизни: он носил под одеждой власяницу и, побеждая страсти, ввергал себя в холодные воды реки. Около 1035 г. под влиянием двух подвижников он решил удалиться в основанную Св. Лудольфом отшельническую обитель в Фонте-Авеллане в Апеннинах, где стойко переносил тяготы суровой анахоретской жизни и едва не умер. По излечении Пётр стал наставником в Священном Писании как для своих собратьев, так и для монахов соседних обителей. Около 1042 г. по просьбе братии близлежащего монастыря Св. Викентия в Пьетрапертузе он написал Житие св. Ромуальда, своего духовного учителя, одного из преобразователей западного монашества и основателя ордена камальдулов (1012 г.), который провёл некоторое время в этих пустынных краях. В годы своей жизни за монастырской оградой Пётр являл собой образец неукоснительного послушания в духе правил Св. Бенедикта и приобрёл такой авторитет, что его назначили сначала экономом, а затем, в 1043 г., избрали настоятелем обители, именуемой при новом аббате монастырём Св. Креста Господня. С его деятельностью в этом звании связаны основание семи дочерних пустыней, строительство в самом монастыре, расширение монастырской библиотеки, некоторые важные перемены в уставной и литургической жизни братии. Пётр Дамиани был сторонником реформ в Церкви, начавшихся с благотворных преобразований в жизни западного монашества и претворившихся в клюнийское движение. Оно было названо по имени местечка Клюни в Бургундии, где в 910 г. был основан монастырь, ставший центром преобразовательной деятельности и воспитавший многих реформаторов XI в. Благодаря их усилиям в разных землях Европы во второй половине X – XI вв. наступил религиозный подъём. Римские папы нашли в монашестве опору для реформ всей Церкви, суть которых состояла в исправлении многих нестроений, введении строгой дисциплины и упрочения авторитета папы Римского. Это движение на первых порах нашло поддержку и у германских императоров. С их помощью Римская церковь освободилась от навязчивого контроля местной знати, но оказалась в гораздо большей зависимости от германских королей, которых папы со второй половины Х в. увенчивали короной Священной Римской империи. Вмешательство светской власти и светских влиятельных особ, стремящихся по своему разумению распоряжаться Церковью и её имуществом, в поставление духовных лиц, зачастую простое назначение церковнослужителей мирским владетелем вызывало протесты реформаторов, именовавших эту практику симонией, т. е. куплей-продажей церковных званий. В одном из трактатов, написанных в осуждение пороков духовенства, Пётр Дамиани, представляя епископа в традиционной роли «супруга» своей церкви, писал, что симониане обращаются с церковью не как с женой, а как с «дешёвой рабыней», т. е. покупают её, так или иначе угождая своему могущественному покровителю. Так как система германской церкви была устроена таким образом, что государи имели решающее слово при поставлении духовных лиц на епископские кафедры, да к тому же они ревностно следили за тем, чтобы и на папский престол возводились германские кандидаты, то церковные преобразователи неминуемо вступили в тяжёлый конфликт с имперскими властями, вошедший в учебники истории под названием «борьбы империи и папства». Пётр Дамиани не дожил до её решающих этапов, но вооружил Рим вескими аргументами в

спорах с имперской партией. Именно он первым писал в послании императору Генриху IV о том, что королевское правление – это служение, и, если «король напрасно держит свой меч и не наказывает тех, кто противится Богу», то его власти следует противостоять. Он ставил Римскую церковь во главе «всей христианской религии» и разделял ту характеристику, которую дал ей впоследствии его ближайший сотрудник и советник нескольких пап, питомец Клюни Гильдебранд (будущий папа Григорий VII (1073 – 1085)), назвав её «матерью и наставницей всех церквей». Она получила это главенство от Св. Петра, которому Христос даровал власть «вязать и решать». В 1059 г. Дамиани защищал эту идею в трактате, созданном по просьбе Гильдебранда. В подтверждение своих мыслей он цитировал, помимо Священного Писания и церковных авторитетов, документ, составленный в начале VIII в. и получивший название «Константинов дар». В нём император Константин якобы признал главенство Римской церкви над всеми церквами и её господство по образу империи (т. е. её авторитет не только в духовных, но и светских делах) на Западе. Дамиани полагал, что несогласные с Римской церковью повинны в ереси. Взойдя на папский престол в 1073 г., Гильдебранд широко использовал аргументацию своего соратника. Он писал, что «священники Христовы должны считаться отцами и господами королей и князей, а также и всех верных». В идеале короли – вассалы Св. Петра, а значит Римской церкви, и впоследствии Григорий VII добился клятв верности от нескольких европейских правителей, настаивая на исключительном праве папы владеть мечами духовной и светской властей. Пётр Дамиани начал играть заметную роль в папской политике с начала 50-х годов XI в. и присутствовал на соборах, которые обсуждали церковные нестроения и осуждали симонию и браки, заключаемые представителями духовного звания. Строгие ревнители благочестия, ратовавшие за безбрачное духовенство, рассматривали эти браки как внебрачное сожительство, конкубинат. В данном вопросе существовало как аскетическое основание для безбрачия, или целибата, священства, так и практическое – устранение возможности передачи церковной собственности сыновьям священника. При папе Льве IX (1049 – 1054) появились два трактата Петра: в одном он бичевал грехи клира, прежде всего симонию и браки, а во втором обосновывал законность рукоположений, осуществляемых епископами-симонианами, ибо симония получила настолько широкое распространение, что, если бы все подобного рода ординации были бы признаны неверными, то это грозило бы повсеместным прекращением служб и отправлений церковных обрядов. Позже папа Николай II (1058 – 1061) сочтёт возможным запретить признавать законными посвящения, которые были совершены епископами, повинными в симонии. Понтификат Льва IX знаменателен окончательным разрывом общения западной, Римской, и восточной, Константинопольской, церквей в 1054 г. Хотя Дамиани и не принимал непосредственного участия в папском посольстве в Константинополь, он написал трактат в опровержение представления восточной церкви об исхождении Святого Духа. Этот богословский вопрос о том, исходит ли Святой Дух лишь от Бога-Отца, как было записано в утверждённом вселенскими соборами символе вере и как свято верила восточная церковь, или от Бога-Отца и от Бога-Сына, как настаивала западная церковь, был одним из важнейших пунктов разногласия между Римом и Константинополем. В 1057 г. папа Стефан (IX) Х (1057 – 1058) почти насильно возвёл Петра Дамиани, жаждавшего сохранить своё отшельническое уединение, в сан кардинала–епископа Остии, сделав его таким образом непосредственным участником всех политических событий в Риме. После смерти этого папы часть римской аристократии попыталась навязать Римской церкви своего кандидата, но реформаторская партия во главе с Гильдебрандом получила поддержку от имперских властей для своего ставленника – Николая II (1058 – 1061). Скорее всего при участии Гильдебранда и Петра Дамиани папа Николай подготовил и в 1059 г. издал знаменитый декрет, который обеспечивал независимое избрание папы, предпочтительнее из числа римских клириков, коллегией кардиналов-е

пископов, чьё решение подтверждалось императором и одобрялось клиром и народом. Тогда впервые выявилась острота конфликта между империей и реформаторским папством, когда на синоде германского духовенства папские постановления, не устраивавшие германскую сторону, были отменены и было объявлено о низложении Николая II. Он же принял военную помощь в борьбе с местной аристократией, а в перспективе и с имперскими силами от норманнов, занявших земли на юге Италии, которые ещё недавно принадлежали Византии. Тем временем архиепископ одного из крупнейших городов Италии Милана и подчиненное ему духовенство в союзе с местной аристократией открыто выступили противниками реформ и заявили о независимости Миланской церкви от Рима, основывая её на местной традиции апостольского основания церкви ещё до того, как Св. апостолом Петром была основана Римская кафедра. Народ Милана поднялся на защиту преобразований против своих церковных иерархов. В 1059 году Николай II направил в Милан Петра Дамиани и архиепископа Лукки Ансельма (будущий папа Александр II), обнаруживших, что там не было ни одного клирика, от архиепископа до низшего церковнослужителя, который не был бы повинен в симонии. Несмотря на то, что посланцы подвергались смертельной опасности, они выполнил свою миссию: примирили Миланскую митрополию с Римской кафедрой и добились покаяния миланского духовенства. Правда, их дипломатичные действия впоследствии жёстко критиковались сторонниками крутых мер по отношению к Милану, спровоцировавшими возобновление конфликта. После смерти Николая II в 1061 г. имперская сторона, не признававшая декрета 1059 г. о выборах и не намеревавшаяся отказываться от своего активного участия в избрании папы, поддержала антипапу Гонория II. Однако уже через год сложилась благоприятная для реформаторской партии расстановка сил, благодаря которой на Римской кафедре окончательно утвердился избранник коллегии кардиналов Александр II (1061 – 1073), сочетавший в себе добродетель с большим политическим опытом. На его стороне был и Пётр Дамиани, красноречиво защищавший своего давнего соратника, который на новом месте приступил к масштабным преобразованиям в западном христианском мире, искореняя симонию и «невоздержанность» клириков, и ввязался в тяжелейший конфликт с германским королём Генрихом IV (1056 – 1108). Наконец Пётр получил возможность вернуться в свой монастырь в Фонте-Авеллане. Время от времени он призывался в Рим для выполнения особых поручений папы. В 1063 г. он урегулировал спор между аббатством Клюни, напрямую подчинённым Риму, и епископом Макона на соборе во французском городе Шалоне-на-Соне. В 1067 г. он тщетно старался примирить флорентийского епископа с монахами монастыря Валломброзы, обвинявших его в симонии и ереси. В 1069 г. Дамиани представлял папу на соборе во Франкфурте и при поддержке части духовенства и германской знати блестяще воспрепятствовал разводу Генриха IV с королевой Бертой Туринской. В 1071 г. он освящал церковь в знаменитом аббатстве Монте-Кассино. Остальное время он проводил в обители, практически не оставляя своей кельи, предаваясь молитвам и пению псалмов. По-прежнему он носил вериги и каждодневно строго постился, позволяя себе небольшие послабления лишь на праздники. В часы, отведённые для ручного труда, он вырезал деревянные ложки. Из своего уединения Пётр продолжал критиковать нестроения в Церкви, например, осуждал отлучение от Церкви кого бы то ни было без веских оснований или доказывал, что клирики и миряне могут порицать своего епископа за злоупотребления. В начале 1072 г. папа поручил Петру разрешение конфликта между Римом и Равенной. Этот город тогда находился под отлучением от церковного общения за то, что равеннцы поддерживали своего епископа, выступившего на стороне антипапы Гонория II. Когда папский легат добрался до Равенны, непокорный прелат уже умер, а его сообщники раскаялись. На обратном пути в Рим Дамиани простудился и остановился в монастыре Санта Мариа дельи’Анджели (ныне Санта Мариа Веккья) близ Фаэнцы. Здесь он и скончался и был похоронен в монастырской церкви. Его тело переносилось шесть раз, а с конца

XIX в. и поныне оно покоится в часовне его имени в кафедральном соборе Фаэнцы. Поклонение Св. Петру Дамиани совершается со дня его смерти. В 1828 г. папа Лев XII провозгласил его доктором Церкви, а 23 февраля определил днём его памяти во всей западной церкви. В богословии Петра относят к той гр уппе мыслителей, которые полагали, что после Христа человечеству достаточно Божественного Откровения для разрешения всех важных вопросов его бытия и – самое главное – для достижения спасения, это Откровение заменяет любое другое знание, беспомощное в истолковании тайн веры. Поэтому Дамиани принадлежит известное утверждение о том, что философия служит Св. Писанию подобно тому, как служанка прислуживает своей госпоже. Петру Дамиани принадлежат 7 агиографических произведений, 53 проповеди, около 240 поэтических сочинений (гимнов, молитв и пр.), 180 писем. Некоторые из его творений читались и были очень актуальны на протяжении всего средневековья, а выдержки из них вошли в сборники, например, в юридическое собрание Грациана, составленное в XII в. Краткие переводы из трактата Петра Дамиани, который называют «Господь с вами», приведены в книге Анри де Любака «Католичество» (Милан, Сериате: Христианская Россия, 1992), с. 323-324, 379-382.

© БиоЗвёзд.Ру