Главная Войти О сайте

Райнер Фасбиндер

Райнер Фасбиндер

немецкий кинорежиссёр

Райнер Вернер Фасбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фасбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. 1951 — развод родителей. Райнер остается с матерью (которая позднее под именем Лило Пемпайт или Лизелотта Эдер исполняет второстепенные роли во многих его фильмах).

В 1963 после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) заканчивает учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время живёт у отца в Кельне (1961/63). Весной 1964 начинает посещать курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонарда в Мюнхене. Знакомится с Ханной Шигуллой.

В 1965 работает в архиве газеты «Зюддойче Цайтунг». В качестве статиста появляется на сцене. Пишет пьесу «Лишь кусок хлеба», за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получает третий приз (текст не сохранился). Знакомится с Ирм Херманн.

В 1966 пишет сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст не сохранился) и пьесу «Капли на раскаленных камнях» (впервые опубликована в 1985, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в 1985, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 сдает экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не проходит по конкурсу. 31 мая 1966 заканчивает курс актёрского мастерства. Летом снимает 8 мм короткометражный фильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работает звукооператором на фильме «Группа надежды» Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре 1966 снимает короткометражный фильм «Городской бродяга».

В 1967 после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примыкает к труппе мюнхенского «Театра действия» (Action Theater), который власти закрывают в мае 1968. Фасбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херманн организуют «Антитеатр» (Antiteater). Вскоре Фасбиндер становится его лидером. В 1968 труппа снимается в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер» (Der Bräutigam, die Komödiantin und der Zuhälter).

Первые полнометражные фильмы Фасбиндера — «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod, 1969), «Катцельмахер» (Katzelmacher, 1969) и другие — поставлены вместе с труппой «Антитеатра». В них заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта. В этот период Фасбиндер снимает по три-четыре фильма в год, также работая ещё в театре и на телевидении. Это придает его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполняет их необычной жизненностью и трагическим «драйвом».

В начале 70-х в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обращается к жанру мелодрамы, причем образцом ему служат работы «голливудского немца» Дугласа Сёрка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — приносит плоды. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времен года» (Der Händler der vier Jahreszeiten) становится первым коммерчески успешным фильмом режиссёра. Спустя два года приходит и международное признание. Фильм «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974) демонстрируется в конкурсе Каннского кинофестиваля и получает Приз международного католического киножюри. В 1974 во Французской синематеке проводится первая ретроспектива его фильмов.

В 1978 году вместе с другими режиссерами Фасбиндер снимает фильм «Германия осенью», посвященный событиям осени 1977 года. Казнены члены RAF Энслин, Баадер, Распе, их смерть власти пытаются замаскировать под самоубийство. Захвачен в заложники и казнен рафовцами Ганс-Мартин Шлейер, участвовавший во время Второй мировой войны в разграблении Чехословакии и уничтожении заключенных и военнопленных. «Симпатизанты» подвергаются травле, ужесточается полицейский контроль в ФРГ, а демонстранты приветствуют полицейских криками «Зиг Хайль». Участие Фасбиндера в съемках этого фильма показывает в очередной раз, что режиссер готов активно отстаивать свои левые взгляды.

Одним из первых крупнобюджетных проектов Фасбиндера становится снятый на английском языке фильм «Отчаяние» (Despair, 1978) по роману Владимира Набокова с Дирком Богардом в главной роли. Сценарий к фильму написал известный британский драматург Том Стоппард.

Наиболее важной работой режиссёра по праву считается картина «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun, 1979), в которой нашёл отражение послевоенный опыт Германии. Заглавную роль в фильме исполняет муза Фасбиндера Ханна Шигулла.

80-е Фасбиндер встречает выходом телевизионного сериала «Берлин-Александерплац» (Berlin Alexanderplatz) — масштабной экранизации одноименного романа Альфреда Дёблина. Затем следует ряд удачных работ, включая фильм «Тоска Вероники Фосс» (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1981) Последним фильмом Фасбиндера стал «Кэрель» (Querelle, 1982) — экранизация скандального романа Жана Жене о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест. Кстати, сам Фасбиндер никогда не скрывал своей гомосексуальности (хотя и был какое-то время достаточно формально женат на Ингрид Кавен, одной из своих актрис).

Фасбиндер был абсолютным нонконформистом, финансировал деятельность городских партизан из RAF в Германии и GRAPO в Испании, оплачивал лечение в Европе гватемальских партизан[2]. За сочувствие к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых граждан до деятелей культуры с мировым именем (Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и др.) подвергались травле, запугиванию, лишению работы. Фасбиндер вёл беспорядочный, сумасшедший образ жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человеческих возможностей. Он умер от передозировки кокаина в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975). За свою короткую жизнь он успел снять 43 фильма (включая две короткометражные картины и телесериал «Берлин-Александерплац» общей продолжительностью 15½ часов).

© БиоЗвёзд.Ру