Главная Войти О сайте

Регтайм

Регтайм

альтернативная группа
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что-либо еще? Предпосылок к этому было больше, чем шансов обратиться к блюзу? (если говорить именно о Нальчике)
  2. "Состояние блюз", как его описать?
  3. Как Вам споры - блюз - для черных, могут ли его играть белые? Существует ли все же разница, можно ли дифференцировать музыку, которую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то одни.
  4. Я как-то слышала, что блюз - это авторская, автобиографическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?
  5. Можно ли сказать, что границы блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли взаимодействие этих жанров в вашей музыке?
  6. Эклектика - это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?
  7. Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?
  8. Концерт - это эмоциональный взрыв? Экзистенциальный прорыв? Это - ...? Что это для вас?
  9. Устраивает ли Ragtime формат трио?
  10. Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?
  11. Как вы оцениваете опыт, который получили на фестивале? Какие выводы для себя делали?
  12. Многие хорошие музыканты бросают активные занятия музыкой, если они получают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. «Регтайм» в этом смысле всегда находился в неблагоприятных обстоятельствах, однако группа существует очень долго. Что заставляет команду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?
Далее - о блюзе и не только - от лица лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.

Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что-либо еще? Предпосылок к этому было больше, чем шансов обратиться к блюзу? (если говорить именно о Нальчике)



- Блюз в моей жизни возник еще с дошкольного возраста. Дома звучало, как я теперь понимаю, очень много хорошей музыки. Среди прочего наиболее ярким детским впечатлением был Луи Армстронг. Меня направлял в "нужное русло" мой старший брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты" на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас, затем мы менялись, и я, как мог, пытался импровизировать. Все это было очень весело. Позднее я часами сидел у пианино, подыгрывая проигрывателю. Интерес к блюзу, вернее интерес к импровизации, возник уже тогда. Потом пришло увлечение гитарой, конечно рок-н-ролл в школьной группе, попытки играть джаз-рок в студенческие времена. Ориентиры были самые разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King Crimson и Mahavishnu. Позже открыл для себя SRV и Мадди Уотерса.

То, что в основном игралось в Нальчике в то время, когда мы осознали себя "группой" (1987), никоим образом не влияло на наше "творчество". Напротив, гитаристы в шипах и "лосинах" (да, да!), вооруженные угловатыми гитарами, были предметом непонимания и нескончаемых насмешек. Так что, никакого обращения к блюзу для меня не было - он всегда был моей любимой музыкой. Просто в какой-то момент мои блюзовые музыкальные пристрастия возобладали над всеми другими, в результате чего репертуар «Ragtime» стал на три четверти состоять из блюзовых стандартов.

"Состояние блюз", как его описать?



- Не знаю. Очень многие считают, что блюз - это печальная, непременно медленная и чрезвычайно скушная в гармоническом отношении музыка. Трудно объяснить ошибочность этого представления тому, кто думает так. Блюз для меня - это во многом самоирония, способность улыбнуться в нелепой ситуации, возможность совладать с самыми сюрреалистическими превратностями жизни.

Как Вам споры - блюз - для черных, могут ли его играть белые? Существует ли все же разница, можно ли дифференцировать музыку, которую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то одни.



- Эти споры оставляют меня безучастным. Блюз - музыка для всех. Однако я уверен, что чернокожие исполнители делают его иначе, и это объясняется их этнической самобытностью. За всем этим - очень долгая история, описанием и исследованием которой занимается множество именитых историков и музыковедов. Я не могу дать профессионального объяснения различиям между исполнительскими особенностями черных и белых музыкантов, однако это очень здорово и подробно описывается в книге Джеймса Линкольна Коллиера "Становление Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серьезных теоретиков музыки.

Я как-то слышала, что блюз - это авторская, автобиографическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?



- Понятие "авторская музыка" ассоциируется у меня с понятием "авторская песня", т.е. песня, написанная не членом союза композиторов, а физиком-лириком, бардом и т.д. Если серьезно, то я не стал бы использовать это понятие применительно к блюзу. Очень часто исполнители блюза используют песни, сочиненные другими блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в блюзе существуют стандарты, классика жанра. За счет своей индивидуальной манеры, аранжировки, импровизации исполнители заставляют их звучать совершенно по-иному, и зачастую авторство приписывается им. Блюз может быть автобиографичным, бытовым, философским, каким угодно. Беря начало из так называемых work songs, песен сопровождавших процесс выполнения тяжелой физической работы, и spirituals - традиционной религиозной музыки, блюз, на мой взгляд, выделяется определенной "незатейливостью" тематики и, вместе с тем, невероятной глубиной чувства, колоссальный эффект достигается скупыми выразительными средствами.

Характерно, что исполнители блюза всегда обладали свободой не только в трактовке музыки, но и текста, очень часто во время выступления исполнитель "присочиняет" какие-то подробности, детали события, что мне лично очень нравится.

Можно ли сказать, что границы блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли взаимодействие этих жанров в вашей музыке?



- Блюз явился предтечей, джаза, естественно, эти два стиля соприкасаются и взаимопроникают, обогащая друг друга. Элементы джаза присутствуют в некотором роде и в нашей музыке. На мою манеру игры повлияло, влияет и будет влиять множество исполнителей, в том числе джазовых - это естественный процесс. Другое дело - не раствориться в чужих идеях и попытаться создать свой собственный, узнаваемый язык. Насколько мне это удается - не мне судить, я прекрасно осознаю, сколько нужно работать над собой и очень надеюсь, что смогу постепенно сблизиться с джазом, конечно при условии постоянной практики и аудирования.

Назову несколько своих теперешних блюзовых и джазовых "ориентиров" - Бадди Гай, Роберт Крэй, Джо Скофилд, Джон Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно продолжать долго...

Эклектика - это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?



- Могу сказать о себе: чем разнообразнее музыка, которую я пытаюсь играть, тем интереснее для меня задачи, которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом" в чистом виде, вообще пытаюсь избегать подобных определений. Хочется пробовать разную стилистику, впитывать новую эстетику, играть со множеством различных музыкантов. К сожалению, жизнь в культурной провинции не позволяет всего этого, как не позволяет обладать необходимой информацией, посещать концерты, выставки, и т.д. Так что, думаю эклектика - это хорошо, и если исполнитель по-настоящему талантлив, его манера узнаваема и любима в любой избранной им стилистике.

Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?



- Концерты дают возможность непосредственно видеть реакцию зрителей, "подпитываться" от них энергией, пробовать новый материал, массу всего...

Относительно второй части вопроса - мы делаем то, что в данный момент достижимо и целесообразно для нашей группы. Записи и концертные выступления происходят большей частью тогда, когда для этого складываются благоприятные обстоятельства: находятся деньги, время, доступная студия и др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо организованный процесс записи на студии не очень хорошо организованному концерту.

Работа на студии меня очень привлекает, однако мне еще ни разу не удалось записать какой-либо номер в желаемом звучании, и так же живо и непринужденно, как это иногда бывает на концерте или репетиции. Во многом это связано с проблемой технического оснащения местных студий и, конечно же, с проблемой творческой атмосферы, которая жизненно необходима для создания сколько-нибудь стоящей записи.

Концерт - это эмоциональный взрыв? Экзистенциальный прорыв? Это - ...? Что это для вас?



- Все намного проще - концерт для меня это большая ответственность и в связи с этим - большое эмоциональное напряжение. Если он проходит удачно, появляется энергия и желание работать дальше, если нет - впадаю на некоторое время в депрессию или в "спячку".

Устраивает ли Ragtime формат трио?



- В настоящий момент да, но нам нужно очень и очень много работать, чтобы быть интересными в этом формате. Это совсем не просто. Конечно, хотелось бы расширить состав, например, поработать с медной группой, однако вряд ли это возможно в наших условиях. В ближайшем будущем надеюсь, что нам удастся записать очередное демо. Это будет несколько инструментальных номеров, но не в чисто блюзовом виде. Это не значит, что интерес к блюзовым стандартам утрачен, просто хочется поэксперементировать, высветить свои скрытые стороны.

Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?



- Без проблем, однако, некоторый «провинциальный синдром» присутствовал. Это неизбежный результат того, что мы очень долго варимся «в своем соку». Еще две вещи добавляли неуверенности: 1. Мы фактически не прошли sound-check 2. У нас не было своего звукоинженера.

Как вы оцениваете опыт, который получили на фестивале? Какие выводы для себя делали?



- Безусловно, положительно. Выводы: заниматься больше, выступать и записываться чаще, и желательно в центре.

Многие хорошие музыканты бросают активные занятия музыкой, если они получают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. «Регтайм» в этом смысле всегда находился в неблагоприятных обстоятельствах, однако группа существует очень долго. Что заставляет команду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?



- У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас - стадия некой психической зависимости от процесса, как скажем от наркотиков или табака. Что будет дальше - затрудняюсь предположить. Многое зависит от осознания своих целей каждым музыкантом коллектива. Лично у меня есть твердая уверенность, что этот род творчества жизненно необходим мне, а значит, я буду продолжать им заниматься, пока не сложатся уж совсем критические обстоятельства. Надеюсь, этого не произойдет. А если и произойдет, то всегда есть надежда на перемены к лучшему…

Все это я говорю без лишних эмоций, потому что прекрасно осознаю, что в таком положении были и будут сотни музыкантов куда более талантливых и оригинальных, чем мы.

© БиоЗвёзд.Ру